Евро-Азиатский еврейский конгресс в 5780 году

Share

Предисловие редактора

Развитие еврейской жизни в Стране Израиля и в диаспоре исторически обусловлено моделью общинной самоорганизации, соответствующей духу времени, среде обитания еврейских общин и системе их коллективных ценностей. Это в полной мере характерно и для евреев Евро-Азиатского региона. Богатая общинно-культурная и национально-политическая традиция русскоязычного еврейства, составляющего сегодня более 90% данного сообщества, в силу трагических событий прошлого века была практически утрачена уже к началу 1960-х годов.[1]Усилия — временами небезуспешные — по возрождению тех или иных видов неформальной и полулегальной еврейской деятельности в СССР, стимулированные победой Израиля в Шестидневной войне, по понятным причинам имели лишь ограниченный эффект.[2]

В результате к концу советской эпохи в стране остались лишь осколки еврейских культурно-образовательных структур, с трудом терпимые властями религиозные общины, и немногочисленные подпольные  сионистские объединения.[3] Таким образом, процесс еврейского национально-культурного возрождения и становления организованного еврейского движения на рубеже 1980-х — 1990-х, совпавший с началом волны массовой еврейской эмиграции, проходил, по сути, почти «с чистого листа». Рамки этого процесса задавали три группы активных субъектов, в той или иной мере оперировавшие идеей еврейской общины.

Первую группу составляли вышедшие из подполья активисты еврейского национально-демократического движения 1970-х — начала 1980-х годов, пытавшиеся воплотить в жизнь идею независимого «общинного строительства». Вторым фактором были власти, стремившиеся включить в систему реформируемых посткоммунистических режимов возрождающееся еврейское движение. Наконец, третьим актором стали израильские и другие зарубежные еврейские организации, активно поддерживавшие, а иногда и инициировавшие различные формы организованной еврейской жизни, а в середине 1990-х сформировавшие в постсоветских странах собственную институциональную инфраструктуру.[4]

Все эти факторы обусловили возникновение многочисленных еврейских объединений, переживших в последующие три десятилетия существенную трансформацию. Итогом серьезной, временами острой идеологической полемики,[5] стало общее понимание основных принципов постсоветского еврейского движения, которое, в общем и целом, разделяют почти все фракции еврейских общинных элит. Главным из этих принципов является сервисный и неиерархический характер деятельности еврейских общинных структур, и разделение функций между локальными, региональными и континентальными организациями.

На низовом уровне действуют организации, часто являющиеся профессиональными проектами, а иногда — и ядром городских или районных («муниципальных») еврейских общин и «этнических автономий», оказывающие весь комплекс услуг членам местной «расширенной еврейский популяции». Следующий «эшелон» образуют секторальные или региональные «зонтичные» объединения (ассоциации и федерации еврейских организаций и общин; еврейские советы, национально-культурные автономии; объединения еврейских религиозных общин и еврейские конгрессы). Их функция чаще всего заключается в мобилизации ресурсов, поддержке и координации деятельности местных еврейских структур, а также реализации межобщинных программ и представительстве еврейских интересов перед властями. 

Наверху этой пирамиды заняли свое место активизировавшиеся в последнее десятилетие над-зонтичные или континентальные еврейские организации, к числу которых относится и Евро-Азиатский еврейский конгресс. ЕАЕК и родственные ему структуры видят свою миссию в разработке скоординированной стратегии еврейской деятельности, реализации трансконтинентальных проектов, поддержке еврейских общин и объединений. Конгресс также продвигает интересы еврейских сообществ региона в ведущих международных еврейских организациях и способствует развитию их связей с Государством Израиль.

Нижеследующий информационно-аналитический очерк генерального директора ЕАЕК д-ра Хаима Бен-Яакова посвящён итогам этой деятельности в богатом событиями и непростом для всего мира 5780 году.

Проф. Зеэв (Владимир) Ханин


Миссия Конгресса в 5780 году: достижения и вызовы

Евро-Азиатский еврейский конгресс объединяет широкий спектр еврейских общин и организаций от Балкан до Дальнего Востока и Океании. ЕАЕК видит себя сегодня не только и не столько фондом поддержки инициатив, но структурой, принимающей самое активное участие в развитии еврейских общин региона. Эта стратегия предполагает:

  • Определение векторов и приоритетов еврейской жизни в Евро-Азиатском регионе;
  • Поддержку существующих успешных проектов и инициатив, с упором на фактор инновационности в еврейской общинной деятельности;
  • Инициирование ряда собственных стратегических проектов;
  • Активные действия в сфере общественной дипломатии и сотрудничество с государственными органами в интересах еврейских общин.

Палитра проектов Конгресса в полной мере отражает многообразие и уникальность еврейской жизни в нашем огромном регионе, а программная политика строится по следующим направлениям: содействие общинным структурам, всесторонняя поддержка Государства Израиль, развитие еврейского образования, сохранение памяти о Катастрофе, борьба с антисемитизмом, социальная помощь и работа с молодежью.

Прошедший 5780 год по еврейскому летоисчислению поставил перед еврейскими общинами немало сложных вопросов.

Его первая половина была отмечена сразу несколькими важными мероприятиями. В ноябре 2019 года ЕАЕК совместно с Европейским еврейским парламентом организовал Первый саммит евреев Евразии, в котором приняли участие еврейские лидеры из 32 стран евро-азиатского региона и Израиля.

Саммит принял ряд важных резолюций, в частности, об укреплении роли молодежи в развитии еврейской жизни, поддержке репатриации, осуждении и искоренении всех форм антисемитизма. Делегаты также поддержали Декларацию о приверженности еврейскому народу и государству Израиль, взяв на себя совместную ответственность за судьбу евро-азиатского еврейства. В рамках форума глава Еврейского Национального Фонда (ЕНФ-ККЛ) Дани Атар объявил о начале стратегического сотрудничества с Евро-Азиатским еврейским конгрессом.

Лидеры Конгресса подчеркнули особую важность новаторского подхода и постоянной адаптации общинной деятельности к современным условиям, что оказалось весьма актуальным спустя несколько месяцев в новых реалиях, диктуемых пандемией COVID-19.

Во второй половине года еврейский мир оказался перед множеством вызовов. Ряд общин и организаций лишились своих доноров или столкнулись со значительным сокращением финансирования. Вместе с тем вынужденный отказ от привычных форматов из-за эпидемии COVID-19, открыл новые возможности и еще раз подчеркнул важность онлайн-активности. Поиск правильного баланса форматов работы стал одной из главных задач еврейского мира.

Евро-Азиатский еврейский конгресс видит своим долгом оказание помощи общинам, пострадавшим от коронавируса. В минувшем году мы поддержали ряд общинных проектов, оказавшихся на грани закрытия. Наряду с этим, несмотря на непростые условия, ЕАЕК продолжил работу по всем программным направлениям.

Научно-аналитическая и издательская деятельность

Конгресс проводит широкомасштабные исследования для лучшего понимания потребностей общин и, основываясь на результатах этих исследований, определяет стратегию и тактику своей работы.

Продолжает активную деятельность Институт Евро-Азиатских еврейских исследований — специальный проект ЕАЕК, учрежденный в ноябре 2018 года[6] и ставший солидным академическим центром,  изучающим современное состояние еврейских сообществ региона, в том числе, в контексте их отношений с Государством Израиль, миграционных процессов, а также культурного и исторического наследия еврейских общин.

Среди экспертов Института: д-р Леонид Смиловицкий, д-р Сэм Клигер, д-р Нати Канторович, Рафаэль Саттаров, д-р Дина Лиснянская, д-р Дмитрий Шевелев, д-р Асаф Каниэль, д-р Иосиф Бренер, д-р Олаф Глекнер, д-р Владимир Месамед, д-р Велвл Чернин, проф. Михаил Членов, председатель академического совета Института — проф. Зеэв Ханин, автор настоящей публикации — исполнительный вице-президент Института, и многие другие.

Завершено последнее по времени масштабное исследование еврейского населения России, Украины, Беларуси, Молдовы и Казахстана, проведенное в 2019 — 2020 году по инициативе ЕАЕК. Итоги исследования, раскрывающего важные аспекты еврейской идентичности, ее состояние и динамику, обобщены в соответствующей монографии[7]. Данная работа еще раз продемонстрировала, что евреи постсоветской Евро-Азии представляют динамичное социокультурное сообщество, обладающее своей, специфической идентичностью и должны рассматриваться в качестве отдельной группы при формировании еврейской политики.   

В серии монографических материалов Института вышел уникальный труд д-ра Велвла Чернина «Из крымских тетрадей» — сборник очерков полевых исследований субэтнических групп евреев Крымского полуострова[8]. Книга вводит в научный оборот данные, полученные в ходе этнографических исследований конца 1970-х — начала 1980-х годов, когда еще были живы носители крымчакской культурной традиции, поэтому представляет особую научную ценность.

В ноябре 2019 года вышел в свет предыдущий Ежегодник Евро-Азиатского еврейского конгресса «Евреи Европы и Азии: состояние, наследие и перспективы» за 5779 (2018 — 2019) год, подготовленный Институтом в академическом сотрудничестве с Еврейским университетом в Иерусалиме. Тем самым ЕАЕК возродил многолетнюю традицию регулярно предоставлять обзор еврейской жизни региона научному сообществу, широкой еврейской общественности и руководству государств, еврейские общины которых входят в состав Конгресса.

В декабре прошлого года Институт провел круглый стол, целью которого была оценка современного состояния еврейских общин региона, стоящих перед ними проблем и перспектив их решения. Участники круглого стола обсудили особенности демографии и этно-социальной структуры еврейства бывшего СССР и Евро-Азии; идентичность, культуру и границы еврейского коллектива постсоветского пространства; проблематику транснациональной русско-еврейской и евро-азиатской еврейской диаспоры, взаимоотношения еврейских общин региона с Государством Израиль. Основные аспекты, затронутые на встрече, представлены в специальном материале в настоящем сборнике.

Эксперты Института приняли участие в 11-х Штерновских чтениях на тему «Израиль и диаспора: реалии и вызовы XXI века». Штерновские чтения — это ежегодный израильский форум «с русским акцентом», посвященный памяти бывшего депутата Кнессета д-ра Юрия Штерна — активиста подпольного сионистского движения в СССР, яркого представителя русскоязычной общины Израиля.

Стратегические проекты ЕАЕК

Евро-Азиатский еврейский конгресс инициирует и продвигает стратегические проекты, отражающие позицию ЕАЕК как регионального и международного еврейского лидера.

23 января 2020 года в Иерусалиме при участии первых лиц Израиля и России и многих почетных гостей состоялась торжественная церемония открытия монумента «Свеча памяти», посвященного подвигу защитников и жителей Ленинграда в годы блокады. Евро-Азиатский еврейский конгресс первым активно поддержал инициативу создания памятника, которая принадлежит Совету ветеранов Второй мировой войны, Объединению блокадников Ленинграда в Израиле, экс-депутату Кнессета Леониду Литинецкому, президенту ЕАЕК Михаилу Мирилашвили, Комитету по внешним связям правительства Санкт-Петербурга и мэрии Иерусалима. Средства на установку монумента выделили ЕАЕК, Российский еврейский конгресс (РЕК), бизнесмен и председатель попечительского совета Еврейского музея и центра толерантности Виктор Вексельберг, Еврейский Национальный Фонд (ККЛ) и израильский фонд Керен ха-Йесод. Монумент был изготовлен и установлен при поддержке властей Санкт-Петербурга и Иерусалима.

Особым проектом, реализуемым ЕАЕК в 2020 году, станет издание сборника фельетонов Владимира (Зеэва) Жаботинского, выпущенного в 1922 году и с тех пор не переиздававшегося. 2020-й отмечается в Израиле как год Жаботинского (140-я годовщина рождения и 80-я годовщина смерти). Предисловие к сборнику написано президентом Государства Израиль Реувеном (Руби) Ривлиным, отметившим деятельность ЕАЕК, сосредоточенную на оказании помощи евреям бывшего СССР, поощряющую развитие связей Израиля с диаспорой и репатриацию. Спустя почти 100 лет для Конгресса честь донести до современного читателя яркие идеи визионера и энергичного лидера еврейской политической сцены первой половины XX века.

В рамках совместного проекта книжного магазина «Бабель» (Тель-Авив) и ЕАЕК был снят и выпущен в прокат уникальный шестисерийный документальный сериал «Дело Маркиша»[9]. Фильм представляет собой живой рассказ лауреата многочисленных литературных премий Давида Маркиша об истории Еврейского антифашистского комитета, об «отказе» и репатриации в Израиль, жизни в еврейском государстве, о людях, с которыми довелось общаться, и о книгах. Давид Маркиш — автор полутора десятков романов, общественный деятель, сын поэта и одного из руководителей ЕАК Переца Маркиша — живет в Израиле с начала 1970-х, многие его книги переведены на иврит и европейские языки. Фильм и его сокращенную версию можно посмотреть на сайте ЕАЕК.

В январе 2020 года прошли презентации и премьерные показы сериала в Международном Мемориале в Москве и в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме в Санкт-Петербурге. Показ стал частью совместной программы ЕАЕК, Международного Мемориала, Музея истории ГУЛАГа и проекта «Последний адрес» по увековечению памяти репрессированных членов Еврейского антифашистского комитета. В рамках программы в течение 2020 года в Международном Мемориале проходит выставка «Скрипка Бромберга. Жертвы антиеврейских кампаний 1920 — 1950 гг. в СССР». ЕАЕК поддержал также перевод и издание на иврите документального романа «От Черты до черты» о Переце Маркише и гибели ЕАК в 1952 году.

Поддержка общин

ЕАЕК поддерживает общинную деятельность, способствует изучению исторического и культурного наследия еврейских сообществ, отстаивает их интересы на государственном уровне и содействует межобщинному диалогу в Евро-Азиатском регионе.

Поддержка общин в период пандемии стала первоочередной задачей ЕАЕК. В изменившихся условиях Конгресс установил постоянную связь с еврейскими лидерами на местах, получая из первых уст оценку ситуации и предлагая помощь в реорганизации общинной деятельности. В дополнение к масштабному социологическому исследованию, отразившему состояние еврейских общин, ЕАЕК уделяет внимание изучению их исторического наследия и культурных особенностей.

В 2020 году Конгресс финансировал подготовку и издание книги «Евреи земли Ноя» — летописи еврейской общины Армении в XIX — XXI столетиях. Текст опирается на солидную источниковедческую базу, содержит архивные документы, многие из которых ранее не публиковались или были забыты. Книга стала еще одним звеном в издательском проекте истории малых общин, в рамках которого вышли «Популярная история бухарских евреев»[10] и «Евреи Грузии. Социально-правовой статус и экономическое положение с XVIII в. до установления советской власти в Грузии в 1921 г.»[11] ЕАЕК продолжает поддерживать еврейскую газету на грузинском языке «Менора», которая пользуется популярностью в Грузии и среди грузинских евреев в диаспоре и в Израиле.

В Украине был запущен ряд совместных проектов с нашим партнером — Еврейской Конфедерацией Украины (ЕКУ), возглавляемой первым вице-президентом ЕАЕК д-ром Борисом Ложкиным. Один из таких проектов — перевод избранных книг по истории Израиля и еврейского народа на украинский язык. В сотрудничестве с ЕКУ была также запущена «Академическая инициатива (проект) изучения истории украинского еврейства», основанная в Тель-Авивском университете. История евреев в Украине — важнейшая часть еврейской истории Восточной Европы. До революции территория современной Украины была одним из основных центров иудаизма и еврейской жизни, но история местных общин и их уникальная специфика до настоящего времени не очень хорошо изучены. Исследования сосредоточатся как на архивных материалах, уже введенных в научный оборот в Украине, России, Польше и Израиле, так и анализе данных из периодических изданий, сборников документов, личных документов и монографий.

ЕАЕК выступил партнером прошедшего в мае 2019 года[12] и сентябре 2020[13] года Киевского еврейского форума, также организованного ЕКУ. Форум стал одной из крупнейших в Восточной Европе платформ для обсуждения актуальных проблем еврейских общин политиками, экспертами и общинными лидерами стран Европы, Евро-Азии и Америки.

Помимо финансовой поддержки, ЕАЕК помогает общинам формировать стратегический взгляд на перспективы развития. На одной из онлайн-встреч с лидерами общин-членов ЕАЕК мы подчеркнули, что в условиях кризиса и сокращения ресурсов следует направить средства на важнейшие направления деятельности. Необходимо наладить честный и открытый диалог с членами общин и сформировать новые подходы, предполагающие долевое участие и финансовую поддержку не только от спонсоров, но и участников проектов. Это лучшее время для новаторства, экспериментов, выхода на новые площадки и освоения новых форматов.

Поддержка Израиля

ЕАЕК поддерживает Государство Израиль и содействует укреплению его связей с еврейской диаспорой и странами Евро-Азиатского региона. Конгресс установил тесные отношения с правительством Израиля и Кнессетом, посольствами Израиля в странах региона и представительствами стран-членов ЕАЕК в еврейском государстве.

Продолжается работа над многолетним проектом публикации ранее засекреченных советско-израильских документов, охватывающих период с 1954 по 1967 годы[14], о чем была подписана соответствующаядекларация правительствами РФ и Израиля. В Центре им. Каммингса по изучению России и стран Восточной Европы Тель-Авивского университета была сформирована группа ученых под руководством д-ра Б. Морозова для подготовки этого издания. В Государственном архиве Израиля, где хранятся фонды МИД, выявлено более 1200 документов, отражающих непростые отношения между двумя странами, из которых для публикации было отобрано более 600 представляющих наибольший интерес.

Параллельно в МИД Российской Федерации группой исследователей под руководством директора Историко-документального департамента Н. М. Бариновой была проведена аналогичная работа по выявлению соответствующих документов в Архиве внешней политики РФ и специально для совместного проекта завершен процесс их рассекречивания. В результате стороны обменялись отобранными материалами, изучили их во время встреч в Иерусалиме и в Москве и согласовали список, включивший 700 наиболее значимых российских и израильских документов. Среди них есть официальные ноты и декларации, переписка лидеров обеих стран и между внешнеполитическими ведомствами СССР и Израиля, отчеты посольств, обзорные материалы, подготовленные советскими дипломатами для ЦК КПСС, личные письма и документы послов, инструкции и разнообразные аналитические материалы.

Огромный интерес для исследователей представляют впервые рассекреченные специально для этого проекта шифротелеграммы МИД СССР и документы «Натива» — организации, созданной правительством Израиля для связи с евреями Советского Союза и стран Восточной Европы. На английский язык (израильская версия книги будет выпущена по-английски, чтобы сделать ее доступной для исследователей из разных стран) переведены уже все российские и три четверти израильских документов. Одновременно продолжается кропотливая работа по аннотированию этих текстов.

Документы, большинство которых будет опубликовано впервые, позволят осмыслить разногласия между СССР и Израилем, приведшие в 1967 году к разрыву дипотношений. Противоречия между странами в контексте арабо-израильского конфликта, в котором Советский Союз занял однозначную проарабскую позицию; борьба израильского правительства за сохранение еврейских традиций в СССР и свободу выезда советских евреев в Израиль; взаимные упреки, дипломатические демарши и скандалы, связанные с выдворением сотрудников дипмиссий; переговоры по российской недвижимости и заключение так называемой «апельсиновой сделки» —эти и многие другие события представлены в документах — свидетельствах того времени.

ЕАЕК также последовательно выступает за перенос дипломатических представительств различных государств, аккредитованных в Израиле, в Иерусалим (недавно Сербия и Косово уже приняли подобное решение).

Мы убеждены, что, учитывая значение Израиля для евреев бывшего СССР, еврейскому государству следует активизировать свое участие в жизни диаспоры, уделяя особое внимание безопасности местных общин и противодействию антисемитизму.

Еврейское образование

ЕАЕК активно поддерживает школьное и дошкольное еврейское образование, а также инициирует проекты, повышающие общий уровень еврейской грамотности. 

Евро-Азиатский еврейский конгресс, как и многие организации, действующие при его поддержке, вывел деятельность в Сети на новый качественный уровень, сделав еврейское образование максимально доступным. С начала пандемии ЕАЕК разработал серию онлайн-проектов, ставших примером новых форматов работы в изменившихся условиях.

На новом сайте Конгресса добавлен специальный раздел «ЕАЕК онлайн», содержащий фильмы, образовательные ролики, курсы и лекции, публицистику, а также статьи Института евро-азиатских еврейских исследований[15]. Раздел постоянно пополняется новыми материалами о еврейской жизни того или иного региона, истории, культуре и традициях разных еврейских общин и выдающихся представителях еврейского народа.

Был также запущена онлайн-библиотека[16], где, при содействии еврейских издательств в открытый доступ выкладываются редкие и избранные книги, составляющие сокровищницу еврейской литературы. Эти издания непросто найти на полках книжных магазинов, однако они остаются важной составляющей еврейского образования. На данный момент выложены тексты книг издательства «Шамир», предоставившего для проекта часть своих фондов. ЕАЕК приглашает и другие еврейские издательства внести вклад в формирование онлайн-библиотеки.

ЕАЕК открыл новый канал в Телеграме «Еврейская жизнь Европы и Азии»[17], где публикуются наиболее интересные материалы и новости еврейской жизни региона. В новом учебном году открылся онлайн-проект по изучению разговорного иврита в отдельном Телеграм-канале[18], предлагающий различные учебные материалы, актуальные как для новичков, так и тех, кто уже полностью погрузился в языковую среду.  

Продолжает работать проект JFuture[19] — воскресная еврейская образовательная платформа, использующая новые технологии и методики обучения. В рамках JFuture дети и родители могут получить профессиональные консультации специалистов, пополнить свои знания и с пользой провести время. Воскресные школы ориентированы, прежде всего, на еврейские семьи, не вовлеченные в систему формального образования, приобщая их к общинной жизни и укрепляя еврейскую самоидентификацию. Занятия проходят еженедельно на базе общинных центров, а разработанные ведущими специалистами обучающие программы JFuture дополняются широким спектром мультимедийных инструментов.

ЕАЕК продолжает последовательно поддерживать образовательные конференции «Лимуд»[20], основанные на современном подходе к традиционным еврейским ценностям. Сегодня нам, как никогда, необходимо единство, и вся многолетняя деятельность «Лимуда» направлена именно на объединение евреев вокруг идей просвещения и плюрализма. Председатель правления ЕАЕК Аарон Френкель неизменно является одним из ведущих лидеров и спонсоров «Лимуда». При поддержке ЕАЕК продолжает активно действовать «Центр научных работников и преподавателей иудаики в вузах «Сэфер»[21], созданный в 1994 году. Центр по праву считается ведущей структурой на постсоветском пространстве, развивающей все аспекты академических еврейских исследований.

Сохранение памяти о Катастрофе

ЕАЕК уделяет особое внимание изучению Катастрофы и поддержке бывших узников гетто и концлагерей. Сохранение исторической памяти и борьба с отрицанием Холокоста являются важными приоритетами деятельности Конгресса.

В 2020 году Международный альянс памяти жертв Холокоста (IHRA), объединяющий 35 стран, опубликовал заявление, осуждающее «любые попытки реабилитировать лиц, причастных к преступлениям Холокоста и геноциду цыган».

Как известно, в некоторых странах лица, прямо или косвенно причастные к убийству евреев, стали символами национальной борьбы и возведены в ранг национальных героев. Умышленное замалчивание их антисемитской идеологии и практики имеет прямое отношение к переписыванию истории. Такая политика недопустима и противоречит международным стандартам. ЕАЕК выступает с осуждением прославления нацистских коллаборационистов и считает своей миссией защиту исторической правды и увековечение памяти жертв и героев.

На прошедшей в онлайн-режиме в августе 2020 года Генеральной Ассамблее ЕАЕК была принята резолюция, призывающая власти стран Евро-Азиатского региона принять законодательные акты, запрещающие реабилитацию коллаборационистов и замалчивание их деяний; официально ратифицировать определение антисемитизма, сформулированное IHRA, и интегрировать исследования Холокоста в государственные образовательные программы.

Международная общественная Организация евреев бывших малолетних узников гетто и нацистских концлагерей уже много лет является членом ЕАЕК, занимаясь поддержкой бывших узников, а также сохранением и передачей живой памяти о Холокосте молодому поколению.

В 2019 году эта структура стала лауреатом первой премии Евро-Азиатского еврейского конгресса «Проект года», учрежденной для поощрения наиболее успешных инициатив.

В нелегкие дни пандемии при поддержке ЕАЕК на базе организации был создан оперативный штаб, постоянно поддерживающий связь с бывшими узниками, многие из которых нуждаются в патронажном уходе.

Также, при содействии Конгресса, организация выпустила ко Дню памяти Катастрофы и героизма уникальный документальный фильм «Свидетели»[22], в котором бывшие малолетние узники гетто и концлагерей рассказали о своем детстве. Автор картины — 17-летний школьник Григорий Муромцев — внук Олега Ефимовича Мортковича, главы Московской общественной Организации евреев — бывших узников гетто и нацистских концлагерей. Родители Олега Ефимовича погибли в Винницкой области в 1943 году, а его самого все годы оккупации прятала у себя в погребе Наталья Федоровна Бондарь, впоследствии признанная Праведницей народов мира. В фильме также принимает участие известный драматург и сценарист Александр Гельман, семья которого была депортирована в бершадское гетто в Транснистрии. Из 14 членов семьи писателя выжили только он и его отец.

Особым проектом ЕАЕК по увековечиванию памяти жертв Второй мировой, как уже отмечалось, стало открытие монумента «Свеча памяти». 150 тысяч евреев разделили участь жителей блокадного Ленинграда, многие ушли на фронт, около 70 тысяч погибли. Сегодня в Израиле проживает более 1300 блокадников. На церемонии открытия монумента президент ЕАЕК Михаил Мирилашвили совместно с главой попечительского совета Еврейского музея и центра толерантности Виктором Вексельбергом объявили о старте специальной программы, направленной на сохранение исторической памяти и углубление взаимопонимания между народами.

В рамках программы была изготовлена юбилейная медаль, переведен на иврит и распространен по университетам, школам и библиотекам сборник «Блокадной памяти страницы»[23], составленный из воспоминаний людей, переживших в детстве блокаду Ленинграда. Запланированы также ежегодные совместные визиты делегаций блокадников в Санкт-Петербург и Иерусалим, предполагается  поддержка архивных исследований и образовательных программ. Почтой России была выпущена юбилейная марка, посвященная Иерусалимскому мемориалу.

Борьба с антисемитизмом

ЕАЕК активно противостоит растущей волне антисемитизма, включая демонизацию и делегитимацию Израиля, побуждая государственных лидеров неустанно бороться с проявлениями ненависти и актами насилия в отношении евреев. 

В рамках программы «Общественная дипломатия» Евро-Азиатский еврейский конгресс содействует принятию странами региона определения антисемитизма, сформулированного Международным альянсом памяти жертв Холокоста (IHRA). Молдова и Сербия официально приняли это определение, другие государства рассматривают подобную возможность.

Как было отмечено выше, в рамках Саммита евреев Евро-Азии ЕАЕК принял резолюцию об осуждении и искоренении всех форм антисемитизма и призвал лидеров государств региона занять твердую позицию и предпринять конкретные шаги по недопущению эскалации антисемитских проявлений.

Социальная помощь

ЕАЕК рассматривает помощь социально незащищенным еврейским семьям и пожилым людям как одно из важнейших направлений деятельности Конгресса.

Социальные проекты в Евро-Азиатском регионе столкнулись с немалыми финансовыми и организационными трудностями, обусловленными распространением пандемии. Тем не менее, Конгресс не остался в стороне, поддержав общины в сложный период.

Так, ЕАЕК доставил десятки тонн мацы во множество еврейских общин. Мы благодарны всем, кто приложил усилия, чтобы к пасхальному седеру мацу получили евреи Индии, Украины, Казахстана, Таджикистана, Киргизии, Грузии, Узбекистана, Армении и других стран. В рамках ежегодного проекта, действующего уже более пятнадцати лет, ЕАЕК обеспечивает мацой и продуктами первой необходимости нуждающихся евреев. В этом году организаторы получили рекордное число обращений от общин, испытывающих трудности в связи с пандемией COVID-19.

В частности, Конгресс оказал помощь Московской общественной Организации евреев — бывших узников гетто и нацистских концлагерей в обеспечении лекарствами, мацой и кошерными продовольственными наборами к Песаху, а также их рассылке. Мацу и кошерный сок к празднику получили подопечные уникальной программы «Шекет» для глухих и слабослышащих евреев, и участники еврейского проекта для детей с ограниченными возможностями «Интеграция» (Московский еврейский общинный дом — МЕОД).

Помимо доставки мацы, в преддверии праздника Песах ЕАЕК предоставил экстренную финансовую помощь общинам и организациям, входящим в состав Конгресса. Особо активно действовали в этом направлении лидеры ЕАЕК. Президент Конгресса д-р Михаил Мирилашвили помог семьям, которые проходили лечение и реабилитацию в Израиле и не смогли покинуть страну из-за тотального карантина и закрытия границ. Председатель правления ЕАЕК Аарон Френкель предоставил пять грузовых самолетов с медицинским оборудованием, а также 14 миллионов шекелей для борьбы с COVID-19 через крупнейшую израильскую добровольческую организацию «Яд Сара».

ЕАЕК и президент Всеукраинского еврейского конгресса, первый вице-президент ЕАЕК Вадим Рабиновичобъединили усилия, чтобы поддержать еврейскую жизнь в Украине. Значительные суммы были направлены на счета еврейских общин и организаций страны для обеспечения их текущей деятельности и своевременного решения актуальных задач. Первый вице-президент ЕАЕК Борис Ложкин вместе с супругой Надеждой Шаломовой обеспечили Институт отоларингологии имени проф. Коломийченко НАМН Украины большим количеством защитных комплектов. Борис Ложкин отметил, что врачи находятся в авангарде борьбы с коронавирусом, в зоне повышенного риска, поэтому необходимо позаботиться об их безопасности. В комплект вошли защитные комбинезоны, респираторы последнего поколения, защитные очки и одноразовые перчатки.

Вице-президент ЕАЕК Давид М. Якобашвили и его бизнес-партнер Ян Яновский инициировали программу помощи трудовым мигрантам в России, пострадавшим от распространения коронавируса. Древний еврейский принцип «помощи пришельцу» и универсальное представление о том, что друзья познаются в беде, сегодня актуальны как никогда.

Работа с молодежью

Будущее еврейских общин, их развитие и процветание зависит от молодого поколения, его вовлеченности в еврейскую жизнь. Именно поэтому ЕАЕК видит в поддержке молодежных и студенческих проектов и организаций один из краеугольных камней своей деятельности.

ЕАЕК поддерживает деятельность крупнейшей в мире студенческой организации «Гилель» в России[24], Украине[25], Молдове, Беларуси, Грузии и Азербайджане.

«Гилель» на территории бывшего СССР существует с 1994-го года, миссия организации заключается в укреплении самосознания у еврейской молодежи и предполагает неформальное изучение еврейской истории и традиций, знакомство с Израилем, участие в лидерских и волонтерских программах.

ЕАЕК также способствует расширению деятельности Всероссийского союза еврейских студентов,[26] помогая проведению еврейских праздников на территории университетов, выступлений израильских лекторов в крупнейших вузах России, создании платформы для взаимодействия студентов и борьбе с антисемитизмом. Надо отметить, что в непростой момент активисты молодежных еврейских организаций мобилизовали усилия и ресурсы, организовав ряд проектов для всесторонней помощи пожилым соплеменникам.

Характерно, что со смещением фокуса в онлайн-пространство еврейская молодежь получила площадку для новых форматов. Мы убеждены, что крайне важно поддерживать и развивать эти тенденции и после кризиса. В целом общинам важно привлекать молодежь для обеспечения умелого и актуального онлайн-представительства.

Подытожить обзор хотелось бы цитатой президента Евро-Азиатского еврейского конгресса д-ра Михаила Мирилашвили: «Прошедший год был насыщен важной и серьёзной работой в очень непростых условиях, но, несмотря на это, мы продолжили делать все возможное для процветания наших общин и нашего народа. Сделано немало, и еще больше предстоит сделать в новом году!»


[1] Yoram Gilboa, The Black Years of Soviet Jewry (Boston: Little Brown, 1972)

[2] См. Шестидневная война и еврейское движение в СССР: очерки социальной истории. Ханин В., ред. М., «Сэфер» (Академическая серия), 2008; Velvl Chernin,  “Institutionalization  of Jewish Culture in the USSR, 1960s — 1980s,” in Jews and Jewish Life in Russia and the Soviet Union, ed. Ya’acov Ro’i (London: Frank Cass, 1995), p. 226-36; Ro’i, “The Jewish Religion in the Soviet Union after World War II”, Jews and Jewish Life in Russia and the Soviet Union, pp. 263-89; Robert O. Freedman, ed. Soviet Jewry in the Decisive Decade, 1971 1980 (Durham: Duke Univ. Press, 1984)

[3] Robert O. Freedman, ed, Soviet Jewry in the 1980s (Durham: Duke University Press, 1989)

[4]Подробнее об этих процессах см. Ханин В., «В поисках общины: модели возрождения организованной еврейской жизни в позднем СССР и постсоветских странах». Диаспоры (Москва), 2011, № 2, с. 64-79

[5]См. Vladimir Khanin, “Institutionalization of the Post-Communist Jewish Movement: Organizational Structures, Ruling Elites and Political Conflicts,” Jewish Political Studies Review, Vol. 14, Nos. 1-2, (Spring 2002), p. 5 — 28

[6] new.eajc.org/about

[7] Ханин В. и Чернин В. Еврейская идентичность в бывшем СССР: состояние и вызовы. Тель-Авив: Центр исследования Диаспоры Тель-Авивского университета и Институт Евро-Азиатских еврейских исследований ЕАЕК, март 2020 eajc.org/исследование

[8] Чернин В. Из крымских тетрадей: очерки полевых исследований субэтнических групп евреев Крымского полуострова. Серия научно-аналитических докладов ИЕАЕИ и Центра исследований диаспоры Тель-Авивского университета, Выпуск №2. Тель-Авив и Герцлия, декабрь 2019  

[9] eajc.org/projects/дело-маркиша

[10] Дворкин И. и Фазылов М. Популярная история бухарских евреев. Иерусалим, 2018

[11] Тер-Оганов Н. Евреи Грузии. Социально-правовой статус и экономическое положение с XVIII в. до установления советской власти в Грузии в 1921 г. Иерусалим и Москва: Мосты культуры, 2019

[12] kyivjewishforum.com/KJF2019

[13] kyivjewishforum.com

[14] eajc.org/project/документы. См. также статью Я. Ливне в этом томе.

[15] eajc.org/онлайн

[16] lib.eajc.org

[17] t.me/eajconline

[18] t.me/eajc_hebrew

[19] j-future.org

[20] limmudfsu.org

[21] sefer.ru/rus

[22] eajc.org/свидетели

[23] Страницы блокадной памяти. Собрание воспоминаний людей, переживших блокаду Ленинграда. Иерусалим, 2020 (на иврите)

[24] hillel.ru

[25] hillel.su

[26] rujs.org

Автор
×
Latest Posts