Введение
Создание Грузинской демократической республики в 1918 году положило начало современной грузинской государственности. Становление молодой республики проходило в трудной политической и военной обстановке. Красная армия продвигалась на восток, внутри страны пытались захватить власть местные большевики. Голод и нищета давили молодое государство, оставшееся без какой-либо помощи извне. Тем не менее, и в этих условиях руководство демократической Грузии проводило масштабные социальные, политические и гражданские реформы.
Так, одним из первых шагов нового правительства стала отмена принятой в Российской империи дискриминационной практики в отношении евреев Грузии (согласно «Положению об устройстве евреев» 1804 г., евреям-земледельцам было разрешено жительство в Кавказской губернии). Были сняты ограничения на проживание евреев в городах и ликвидирована процентная норма для еврейских детей в школах. В Тбилиси открылась еврейская гимназия, а в Кутаиси, Гори, Они, Кулаши и других городах — еврейские школы, где параллельно преподавались светские и религиозные предметы. Иногда в этих школах обучались и грузинские дети, например, в Кулаши.
Хотя социалистические лидеры Грузии не признавали еврейскую национально-культурную автономию, в Учредительном собрании было отведено два места для грузинских и одно для ашкеназских евреев. Все три представителя-еврея, избранные на состоявшемся в 1918 году в Тифлисе Еврейском конгрессе Грузии, были сионистами. Их полномочия, впрочем, не были признаны Грузинской избирательной комиссией, отдавшей эти места делегатам от грузинских евреев, избранным на параллельном конгрессе в Кутаиси антисионистскими группировками. Так или иначе, на протяжении трех лет существования Грузинской демократической республики (1918 — 1921) евреи заседали в высших законодательных органах страны. Среди них — Иосеф Елигулашвили, Абраам Бузяшвили и хахам (раввин) Моше Даварашвили, получивший не только религиозное, но и классическое европейское образование.
В феврале 1921 года в Грузии установилась советская власть. В первые годы, несмотря на политику государственного атеизма, власть разрешила открытие еврейских школ с преподаванием религиозных предметов в Тбилиси и в селе Бандза. Во второй половине 1920-х годов в республике открылось отделение всесоюзного Общества землеустройства еврейских трудящихся (ОЗЕТ). Под его эгидой были созданы еврейские колхозы в Сурами, Карели, Они, Бандзе, Сенаки, Суджуне, Ахалцихе и во многих районах Кахетии. Председателем совета ГрузОЗЕТа стал Рафаэль Елигулашвили, в 1960 — 1970-х годах занимавший пост министра внешней торговли Грузинской ССР. Во многих случаях грузинские евреи шли в колхозы ради возможности беспрепятственно вести религиозный образ жизни. Показательно, что одним из инициаторов создания еврейского колхоза в селе Суджуна был хахам Ицхак Таронишвили.
Из протоколов заседаний ГрузОЗЕТа очевидно, что власти препятствовали сохранению еврейской традиции, прежде всего, воспитанию детей в религиозном духе. Преследовались раввины и меламеды, о чем свидетельствует, например, хранящийся в Государственном архиве Грузии документ об отстранении от работы евреев, ведущих религиозный образ жизни. Среди них упомянут и репрессированный впоследствии писатель и переводчик Герцель Баазов.[1]
Борьба с иудаизмом в Грузии активизировалась после сворачивания советских культурных и социальных проектов, напрямую касавшихся евреев. В частности, ликвидации в 1939 году ОЗЕТа.
Тем не менее, даже в этот период религия оставалась важным элементом общинного бытия. Особо выделялся традиционным еврейским образом жизни посёлок Кулаши, который называли «маленьким Иерусалимом». Когда власти начали закрывать еврейские школы, меламеды во всех концах Грузии, рискуя жизнью, открывали подпольные талмуд-торы или ходили по еврейским домам, обучая детей Торе, Танаху, Гемаре и т. д. Это помогло сохранить высокий уровень религиозности грузинских евреев на всем протяжении советского периода. Не случайно, когда в 1957 году, под руководством раввина Шлойме (Соломона) Шлифера в Москве открылась иешива, значительная часть ее учащихся были выходцами из Грузии.
Изучение доступных документов свидетельствует и о значительном числе ашкеназских евреев, служивших в синагогах Грузии, в том числе и в отдалённых селениях, таких, как Суджуна, Бандза, Цхинвали и др. Это лишний раз демонстрирует влияние европейских евреев на сохранение традиции и религиозного образа жизни в Грузии. Особая заслуга в этом принадлежит хасидам Хабада. Посланников этого движения можно было встретить в Сухуми, Батуми, Кулаши, Кутаиси, Цхинвали, Тбилиси и т. д. (Автор в ходе визитов в США встречался с хасидами, у которых до сих пор сохранились характерные прозвища: реб Мордехай Батумский, реб Авраам Кулашский и т.д.).
В Сухуми жило много ашкеназских евреев, работала (в основном по праздникам) ашкеназская синагога[2]. Евреи Грузии сохранили память о таких праведниках, как реб Шмуэл ха-коэн и реб Хацкл. Одинокий человек, чью семью истребили немцы, реб Хацкл гостил в семье родителей автора каждую субботу, и проявлял чуткое внимание к ее членам до дня своей смерти. Каждый год в нашем доме или доме моего дяди Бенциона гостил главный раввин Москвы Соломон Шлифер с семьёй, и очень часто — религиозные деятели из Новороссийска и других городов.
Архивы свидетельствуют, что еврейская религиозная жизнь в Грузии сохранялась в масштабах, подобных которым не было в европейской части СССР. Об этом говорит и представленный ниже аннотированный список действовавших в 1944 году в Грузии синагог, составленный на основе ранее не публиковавшихся архивных данных, отражающих состояние и географию еврейских религиозных общин Грузии в 1940-х годах[3].
Действующие синагоги Грузии
(данные 1944 года)
- Тбилиси — Винный тупик, 10
- Тбилиси — ул. Леселидзе, 43
- Тбилиси — Кожевный тупик, 13
- Кутаиси — ул. Шаумяна, 8
- Кутаиси — ул. Шаумяна, 8
- Кутаиси — ул. Шаумяна, 9
- Карели — село Карели
- Они — ул. Тбилиская, 173
- Вани — Центральный участок №1
- Сурами — ул. Интернациональная, 116
- Суджуна — село Cуджуна
- Ахалцихе — первый еврейский участок №102
- Кулаши — синагога №1
- Кулаши — синагога №2
- Кулаши— синагога№3
- Кулаши — синагога №5
- Сачхере — ул. Берия,137
- Сачхере — ул. Церетели, 20
- Гори — ул. Челюскинцев, 16
- Цхакая — ул. Руставели, 129
- Бандза — синагога «Аджиашвили»
- Бандза — синагога «Cепиашвили»
- Сталинири — ул. Шаумяна, 21
- Лаилаши — село Лаилаши
- Поти — ул. Цхакая, 35
- Батуми — ул. Девятого марта, 6
- Сухуми — ул. Гоголя, 59
Регистрационные данные синагог в Грузии
Тбилиси
Кировский район, Винный тупик №10.
Зарегистрирована в 1944 году. Кирпичное здание площадью 226 кв. м., построено в 1904 г.
Не состоит на учёте как памятник архитектуры. Здание национализировано, принадлежит жилуправлению Кировского района. Ближайшая зарегистрированная синагога находится в 40 метрах (ул. Леселидзе, 43).
Хахам — рав Давиташвили Емануел Давидович, 1908 г. рождения.
Посещаемость верующих в обычные дни — около 200 человек, по праздникам — до 1500 человек.
Синагога кантора не имеет, имеются резники: Малкин, Бабаликашвили, Джанашвили. Обрезание совершают: Давиташвили и Бабаликашвили. Все они постоянного места работы не имеют.
Синагога Цхинвальских евреев
Кировский район, ул. Леселидзе, 43.
Кирпичное здание площадью 120 кв. м, построено в 1886 году.
Не архитектурный памятник. Здание синагоги муниципализировано, договор на 5 лет (1945 — 1950 гг.) с жилуправлением. До ближайшей синагоги — 40 метров.
Хахам — Джанашвили Моше (Моисей) Иосипович, 1910 г.р. Посещаемость в обычные дни до 100 человек, по праздникам — до 300 человек. Синагога кантора не имеет, резник и обрезание — в соседней синагоге.
Синагога европейских евреев
Кировский район, Кожевный тупик, 13.
Кирпичное здание площадью 100 кв. м., построено в 1914 году.
Не архитектурный памятник. Здание муниципализировано, договора с жилуправлением нет. Расстояние до ближайшей синагоги — 200 метров.
Раввин — Купчан Хаим Михаелович, 1882 г.р., с высшим духовным и средним светским образованием.
Посещаемость в обычные дни — 20-30 человек, в праздники — 220 человек.
Синагога имеет кантора/шохета — Давид Лейбович, 1872 г.р., постоянно работает на еврейском кладбище.
Лахлухская[4] синагога
Расположена на ул. Чехова, 9.
Здание деревянное, ветхое, построено в 1922 г., площадь — 60 кв. м. вместе с галереей. Не архитектурный памятник. Здание синагоги национализировано.
Раввина, кантора и резника не имеет, нет молящихся (в связи с переселением лахлухских евреев[5]).
Кутаиси
Синагога №1
Расположена на ул. Шаумяна, 8.
Зарегистрирована в 1945 году. Здание из тесаного камня площадью 321 кв. м., построено в 1860 году, национализировано.
Не архитектурный памятник, расстояние до ближайшей синагоги — 12 метров.
Раввин — хахам Хубелашвили Яков Абрамович, 1886 г. р., Елигулашвили Хаим Даниелович, 1875 г. р.
Посещаемость в обычные дни — 300 человек, в праздничные дни — 800 человек.
Резник — Альтшулер Залман Гершович, 1873 г., Паникишвили Елохаим Михаелович, 1900 г.р., Веит Тевель Барухович, 1870 г.р. Обрезание совершают Альтшулер Залман Гершович, Даварашвили Яков Рахмиелович и Паникишвили Елохаим Михаелович.
Синагога №2
Расположена на ул. Шаумяна, 8.
Зарегистрирована в 1946 году. Здание из тесаного камня площадью 146 кв. м., построено в 1812 году. Не архитектурный памятник, национализировано. До ближайшей синагоги — 12 метров.
Хахам Даварашвили Моше Рахмиелевич, 1893 г.
Посещаемость в обычные дни — 200 человек, по праздникам — 400 человек. Обрезание и резник — в соседней синагоге.
Синагога №3
Расположена на ул. Шаумяна, 39.
Зарегистрирована в 1946 году. Здание из тесаного камня, площадью 151 кв. м., построено в 1852 году.
Не архитектурный памятник, национализировано. Расстояние до ближайшей синагоги — 450 метров.
Раввин — хахам Даварашвили Яков Рахмиелович, 1902 г. р.
Посещаемость в обычные дни — 200 человек, по праздникам — 600 человек.
Обрезание и резник — раввин хахам Даварашвили.
Кулаши
Синагога №1
Зарегистрирована в 1946 году. Деревянное здание площадью 195 кв. м., построено в 1862 году, национализировано. До ближайшей синагоги — 20 метров.
Хахам — Левяшвили Иосеф Абрамович, 1879 г. р.
Посещаемость в обычные дни — 100 человек, по праздникам — 270 человек.
Обрезание совершает Тетруашвили Михаил Шамуелович.
Синагога №2
Зарегистрирована в 1946 году. Деревянное здание площадью 120 кв. м, построено в 1902 году, национализировано.
Хахам — Тетруашвили Михаил Шамуелович, 1906 г.р.
Посещаемость в обычные дни — 80 человек, по праздникам — 180 человек.
Обрезание и резник — Тетруашвили М. Ш.
Синагога №3
Зарегистрирована в 1946 году. Кирпичное двухэтажное здание площадью 196 кв. м., построено в 1910 г., национализировано.
Хахам — Елишакашвили Аарон Елович, 1862 г. р.
Посещаемость в обычные дни — 80 человек, в праздничные дни — 150 человек.
Обрезание и резник — в соседней синагоге.
Синагога №5
Зарегистрирована в 1946 году. Деревянное здание площадью 80 кв. м., построено в 1905 г., национализировано.
Хахам — Михелашвили Шабата Абрамович, 1899 г. р.
Посещаемость в обычные дни — 70 человек, в праздничные дни — 140 человек.
Обрезание и резник — Михелашвили Ш. А.
Сачхере
Синагога №1
Расположена на ул. Берия, 137.
Зарегистрирована в 1946 году. Каменное здание площадью 110 кв. м., построено в 1903 году, национализировано. До ближайшей синагоги — 300 метров.
Посещаемость в обычные дни — 70 человек, в праздничные дни — 160 человек.
Хахам — Кикозашвили Ело Исакович, 1878 г. р.
Обрезание и резник — Зельдин Болко Абрамович.
Синагога №2
Расположена на ул. Церетели, 20.
Зарегистрирована в 1946 году. Здание площадью 100 кв. м., построено в 1903 г., национализировано. Хахам скончался недавно, посещаемость в обычные дни — 60 человек, по праздникам — 150 человек. Обрезание и резник — Зельдин Б.А.
Ахалцихе
Синагога №1
Первый еврейский участок №144.
Зарегистрирована в 1945 году. Здание площадью 100 кв. м., построено в 1880 году, национализировано.
Расстояние до ближайшей синагоги — 40 метров, посещаемость в обычные дни — 50 человек, по праздникам — 140 человек.
Хахам — Левиашвили Меир Филхазович, 1887 г. р. Резник и обрезание — Вилькин Борис Мкисович, 1879 г.р.
Синагога №2
Первый еврейский участок №102.
Зарегистрирована в 1949 году. Каменное здание площадью 190 кв. м. построено в 1860 г., национализировано.
Хахам — Ихошвили Абраам Филхазович, 1888 г. р., светское образование — начальное, духовного не имеет. Резник — Вилькин Б. М.
Синагога Карели
Зарегистрирована в 1946 году. Каменно-кирпичное здание площадью 100 кв. м., построено в 1902 г.
Хахам — Мошиашвили Рубен Шеломович, 1879 г. р. Посещаемость в обычные дни — 30 человек, по праздникам— 150 человек. Резник и обрезание —Мошиашвили, постоянной работы нет.
Синагога Они
Расположена на ул. Тбилисская, 173.
Зарегистрирована в 1945 году. Каменное здание площадью 210 кв. м., построено в 1895 году, национализировано.
Хахам — Хахиашвили Моше Хаимович, 1904 г. р.
Посещаемость в обычные дни — 50 человек, по праздникам — 200 человек.
Резник — тот же Хахиашвили, обрезание делает Шимшилашвили Михаил Иосифович, 1870 г. р.
Синагога Вани
Зарегистрирована в 1945 году. Кирпично-каменное здание площадью 180 кв. м., построено в 1911 году, национализировано.
Хахам — Тетруашвили Шимкон Елович, 1902 г. р.
Посещаемость в обычные дни — 60 человек, по праздникам — 160 человек.
Резник — Джанашвили Абеша Мошевич.
Синагога Сурами
Расположена на ул. Интернациональная, 116. Зарегистрирована в 1945 году. Каменное здание площадью 60 кв. м., построено в 1915 году, национализировано.
Хахам — Даварашвили Гавриел Рахимович, 1888 г. р. Он же резник и делает обрезание.
Посещаемость в обычные дни — 50 человек, по праздникам — 300 человек.
Синагога Суджуна
Зарегистрирована в 1945 г. Каменное здание площадью 60 кв. м., построено в 1819 году, национализировано.
Хахам — Гусин Григорий Гамеевич, 1886 г. р.
Посешаемость в обычние дни — 30 человек, по праздникам — 100 человек. Резником состоит тот же Гусин Г.Г.
Синагога Гори
Расположена на ул. Челюскинцев, 16.
Зарегистрирована в 1946 году. Кирпично-каменное здание площадью 140 кв. м.,
построено в 1937 году, национализировано.
Хахам — Даварашвили Мордех Давидович, 1875 г. р.
Посещаемость в обычные дни — 80 человек, по праздникам — 130 человек.
Моэля и резника нет, делают приезжие.
Синагога Сенаки
Расположена на ул. Руставели, 129.
Зарегистрирована в 1946 году. Каменное здание площадью 152 кв. м., построено в 1880 году, национализировано.
Хахам — Ефремашвили Бенцион Рафаелович, 1895 г. р.
Посещаемость в обычные дни — 40 человек, по праздникам — 120 человек.
Обрезание и резник — Ефремашвили Бенцион.
Бандза
Синагога «Аджиашвили»
Зарегистрирована в 1945 году. Кирпичное здание площадью 218 кв. м., построено в 1915 году, национализировано. До ближайшей синагоги — 10 минут ходьбы.
Хахам — Аджиашвили Даниел Шабатович, 1897 г. р.
Посещаемость в обычные дни — 80 человек, по праздникам — 140 человек.
Обрезание и резник — Нехамкин И.А.
Синагога «Сепиашвили»
Зарегистрирована в 1945 году. Кирпичное здание площадью 81кв.м., построено в 1910 году, национализировано. До ближайшей синагоги — 10 минут ходьбы.
Хахам — Шалелашвили Иосиф Филхазович, 1881 г. р., самоучка.
Посещаемость в обычные дни — 40 человек, по праздникам — 100 человек.
Обрезание и резник — Нехамкин Исраил Абулович, 1897 г. р., не имеет постоянной работы.
Синагога Сталинири
Расположена на ул. Шаумяна, 21.
Зарегистрирована в 1947 году. Каменно-кирпичное здание площадью 128 кв. м., построено в 1830 году, национализировано.
Хахам — Патаркацишвили Аарон Исакович, 1900 г. р.
Посещаемость в обычные дни — 150 человек, по праздникам — 300 человек.
Обрезание и резник — Элиашвили Моше Михайлович, 1870 г. р.
Синагога Лаилаши
Зарегистрирована в 1945 году. Здание площадью 120 кв. м., построено в 1800 году, национализировано.
Хахам — Хахиашвили Эло Аронович, 1875 г. р. Он же — резник и обрезание.
Посещаемость в обычные дни — 60 человек, по праздникам — 120 человек.
Синагога Сухуми
Здание находилось на ул. Гоголя, 59, разрушено властями.
Зарегистрирована в 1946 году. Бетонное здание площадью 98 кв. м., муниципализировано, существует договор.
Хахам — Ботерашвили Шалом Абрамович, 1912 г. р.
Посещаемость в обычные дни — 70 человек, по праздникам — 180 человек.
Обрезание и резник — тот же Ботерашвили Ш.А.
Синагога Батуми
Расположена на ул. Девятого марта, 6.
Построенное в 1930 году каменное здание площадью 112 кв. м. принадлежит семьям Джаникашвили и Хухашвили, передано общине во временное пользование.
Хахам, обрезание и резник — Элиашвили Шабтай Яковлевич, 1886 г. р.
Посещаемость в обычные дни — 35 человек, по праздникам — 60 человек.
Синагога Поти
Расположена на ул. Цхакая, 35.
Зарегистрирована в 1945 году. Кирпичное здание площадью 135 кв. м., построено в 1902 году, национализировано.
Хахам — Михелашвили Хаим Аронович 1896 г. р. Он же — резник и обрезание.
Посещаемость в обычные дни — 60 человек, по праздникам — 180 человек.
Обрезание и резник — Михелашвили Х. А.
Послесловие Гендиректора ЕАЕК Хаима Бен Яакова
Согласно общепринятому мнению, Грузия, в силу исторических обстоятельств, была едва ли не самой «еврейской» республикой Советского Союза. Грузинских евреев, в отличие от многих соплеменников в европейской части СССР, избежавших Холокоста, характеризовал высокий уровень сплочённости, приверженности традиционной еврейской культуре и самоорганизации в условиях относительно благоприятного отношения местного населения к еврейским институтам. Потому, как следует из данных, приведенных в архивном обзоре проф. Я. Ефремашвили-Офира, даже в самые нелегкие времена Грузия была заметным очагом еврейской жизни.
Соблюдение еврейских обрядов и обычаев оставалось частью семейной традиции на протяжении всей советской эпохи, поэтому большинство грузинских евреев даже на излете СССР продолжали регулярно посещать синагоги по субботам и праздникам. Они также соблюдали кашрут, массово практиковали обрезание, браки и погребение в соответствии с законами иудаизма, и отправляли детей на учебу в подпольные хедеры, на что власти республики даже в самые застойные годы чаще всего закрывали глаза. В итоге, стимулированное началом Перестройки и либерализацией общественной жизни, еврейское общинное возрождение в Грузии, в ее религиозной версии, в отличие от большинства советских республик, началось не «с чистого листа». Этого, к сожалению, нельзя сказать о еврейских музеях, архивах, культурных центрах, театрах и других аспектах светской культуры грузинских евреев, в основном уничтоженной в период репрессий 1930-х — 1950-х гг. [6]
Негативное влияние на положение еврейства Грузии оказывал и последовательный антисемитский курс послевоенного СССР, который после образования в 1948 году Государства Израиль шел также под флагом «борьбы с мировым сионизмом». Периоды относительно толерантного отношения местных советских и партийных лидеров к официальным или полуподпольным еврейским учреждениям перемежались с кампаниями борьбы с иудаизмом. Не случайно, Грузия стала очагом едва ли не наиболее массового участия евреев в борьбе за репатриацию в Израиль. (Принято считать, что волна алии 1970-х гг. началась с письма 18 глав семей грузинских евреев в ООН 6 августа 1969 г. с просьбой убедить власти СССР разрешить им выезд в Израиль).
В силу этих обстоятельств, к моменту восстановления государственного суверенитета Грузии в 1992 году в распоряжении еврейских активистов оставались лишь фрагменты некогда обширной институциональной общинной инфраструктуры. В том числе несколько нуждающихся в капитальном ремонте или полной реконструкции зданий синагог. Было очевидно, что при самом позитивном отношении властей к сохранению и развитию еврейской религии и культуры, государство не может должным образом профинансировать соответствующие проекты. Эту функцию взяли на себя еврейские организации, прежде всего — зонтичные объединения. Пик этих усилий пришелся на конец первого и второе десятилетие ХХI века, когда в процесс активно включился Евро-Азиатский Еврейский Еонгресс.
Благодаря пожертвованиям и инициативе бывшего президента ЕАЕК А. Машкевича, действующего президента Конгресса М. Мирилашвили и вице-президента Давида Якобашвили и привлечению местных ресурсов, в Грузии были восстановлены, отремонтированы или практически заново отстроены девять синагог. Параллельно поддерживалась текущая религиозная и образовательная деятельность еврейских общин. ЕАЕК предпринимает усилия по сохранению зданий исторических синагог и религиозных сооружений. Будучи памятниками культуры национального значения, большинство их не функционируют как религиозные институты, но в некоторых планируется создание музеев, архивов и культурных центров.
Ниже приводится полный список еврейских культовых зданий Грузии с обозначением их нынешнего статуса.
Тбилиси
В городе функционируют две синагоги. Большая или ахалцихская синагога, построенная в 1895 — 1913 гг., расположена на ул. К. Абхази (бывшая ул. К. Леселидзе). Эту синагогу, которую иногда называют «Старой», построили на деньги евреев из Ахалцихе. Считается синагогой «восточных» евреев (к которым относят и евреев Грузии). На той же улице расположена ашкеназская синагога (Бейт Рахель), построенная на рубеже XIX — ХХ в. выходцами из России (потому ее иногда называют «Русской»), появившимися в Грузии после ее присоединения в 1801 г. к Российской империи и издания Положения о евреях (1804 г.)
Батуми (Аджария)
В 1899 году евреи Батуми обратились с прошением на имя Николая II о строительстве на собственные средства каменного здания, чтобы они «могли в своей хоральной синагоге молиться единому Богу о даровании Императору наследника престола — сына». Прошение передали через коммерсанта Псароса, который был знаком со столичными банкирами, имевшими доступ ко двору. Резолюция императора была положительной.
Здание действующей сегодня каменной синагоги было спроектировано архитектором Семёном Львовичем Волковичем (1879 — 1937), по типу гаагской и амстердамской синагог, и возведено в 1900 — 1904 гг.
Кутаиси (Имерети, Западная Грузия)
В городе сохранился уникальный старый еврейский квартал с тремя синагогами, аналога которому (за исключением остатков подобного квартала в Ахалцихе) в Грузии нет. На сегодняшний день функционируют две синагоги, построенные в XIX веке и отреставрированные в 2019 году.
Ахалцихе (Самцхе-Джавахети)
Еврейский квартал в Ахалцихе представляет собой небольшой район в левобережной части города, за Восточным оврагом, в прошлом населенный евреями. Название Еврейского закрепилось за этим кварталом несмотря на то, что евреев здесь практически не осталось. Старая синагога была возведена ещё в турецкую эпоху (в 1740-е годы) и является древнейшим памятником архитектуры. Сейчас она не функционирует, в здании предполагается создать музей. Около 1865 года была построена вторая синагога, т. н. «Новая». Была отреставрирована в 2000 году, действует по сей день.
Кулаши (Имерети, Западная Грузия)
Поселок Кулаши представляет собой очень интересную часть еврейской истории Грузии. Кулаши называли «маленьким Иерусалимом», здесь не было отдельного еврейского квартала, поскольку евреи составляли большинство населения. Из трех синагог Кулаши одна (деревянная, 1902 года постройки) действует и сегодня. Старинная деревянная синагога, имеющая статус исторического памятника, не функционирует. Как и кирпичная синагога, построенная в 1910 году.
Гори (Шида Картли, Центральная Грузия)
Синагога была открыта в Гори в 1936 году и действует по настоящее время.
Сурами (Имерети, Западная Грузия)
Синагога построена в 1915 году. Отреставрирована в начале 2000-х, является действующей.
Они (муниципалитет Рача-Лечхуми)
Одна из самых красивых синагог в Грузии, построена в 1895 году по проекту, практически повторяющему очертания синагоги в Варшаве. В прошлом еврейская община города Они считалась одной из самых больших в стране, третьей после общин Тбилиси и Кутаиси. В 2014 году здание синагоги было отреставрировано и получило статус памятника культурного наследия. В настоящее время не действует.
Сачхере (Имерети, Западная Грузия)
Каменная синагога, построенная в XIX веке, функционировала вплоть до 1990 года. В настоящее время не действует.
Вани (Имерети, Западная Грузия)
Синагога в Вани, построенная в XIX веке, выделяется архитектурным стилем и интерьером. Имеет статус памятника культурного наследия.
Карели (Шида Картли, Центральная Грузия)
Кирпичная синагога построена в XIX веке, в 1990 году отреставрирована. В настоящее время не действует.
Лаилаши (муниципалитет Рача-Лечхуми)
Каменная синагога построена в центре села Лаилаши в 1860 году. Функционировала до 1970 года, в настоящее время не действует.
Сенаки (Западная Грузия, Самегрело)
Синагога в Сенаки, построенная в конце XIX века, функционировала до 1990 года. В течение долгого времени была в заброшенном состоянии, отреставрирована в 2014 году. В настоящее время не действует.
Абаша (Западная Грузия, Самегрело)
Абашская синагога расположена в селе Суджуна — в связи с близостью к реке Риони это место было привлекательно для еврейских, лазских и турецких купцов. Синагога построена в середине XIX века в годы правления князя Давида Дадиани, в настоящее время не действует.
Бандза (Западная Грузия, регион Самегрело)
Cинагога в селе Бандза находится в т.н. еврейском квартале. Построена в начале XX века. В настоящее время не действует.
Поти (Западная Грузия)
Синагога, построенная в 1903 году, функционировала до 1990 года. В 2015 году была отреставрирована. В настоящее время не действует.
[1] Центральном государственном архиве Грузинской ССР (ЦГА ГССР), Ф.14, Оп. 3, д. 5352, л. 118
[2]Прим. редактора: исторически первыми евреями в Сухуми были крымчаки, начавшие селиться там в конце ХIХ века. В ХХ столетии большинство составляли уже грузинские евреи. После грузинско-абхазской войны 2008 года большинство живших в Абхазии грузинских евреев бежали в Грузию, горские в массе своей репатриировались в Израиль, в силу чего сегодня в Абхазии преобладают евреи-ашкеназы. Оставшиеся в Сухуми крымчаки перестали быть постоянными посетителями синагоги, находящейся в старом помещении на ул. Карла Маркса (теперь ул. Ш. Инал-Ипа).
[3] С конца 1950-х гг. данные документы содержались в Центральном государственном архиве Грузинской ССР; в 1993 году, в условиях охватившего страну вооруженного конфликта, их оригиналы, с целью их спасения, были переданы директором архива автору статьи, работавшему тогда представителем Еврейского Агентства в Грузии, и с тех пор находятся в его личном архиве.
[4] «Лахлухами» в Грузии называли курдистанских евреев, говоривших на новоарамейском языке.
[5] Депортированы в Среднюю Азию как иранские граждане.
[6]Согласно информации проф. Михаила Членова — соучредителя созданной в 1981 г. полулегальной Еврейской историко-этнографической комиссии, который в начале 1980-х посетил Тбилиси для выяснения судьбы материалов закрытого там в начале 1950-х гг. еврейского музея, его коллекции содержались в запасниках нескольких тбилисских музеев.