В 2021 году исполняется 30 лет с начала академических исследований в области иудаики в Республике Молдова. В июне 1991-го в Отделе по изучению национальных меньшинств Академии наук Молдовы (АНМ) открылся Отдел истории и культуры евреев Молдовы. Это специализированное «еврейское» подразделение стало первым и единственным в стране, а среди государственных академических структур остается таковым до сих пор. Этапы его становления могут быть представлены следующим образом:
в 1991—1992 гг.— Отдел истории и культуры евреев Молдовы в составе Отдела по изучению национальных меньшинств АНМ;
в 1993 — 1999 гг. — Отдел истории и культуры евреев Молдовы в Институте национальных меньшинствАНМ;
в 2000 — 2006 гг. — Отдел истории и культуры евреев Молдовы в Институте межэтнических отношенийАНМ;
в 2006 — 2017 гг. — группа «Этнология евреев» в составе Центра этнологии Института культурного наследия АНМ;
с 2018 г. — до сегодняшнего дня — группа «Этнология евреев» в составе Центра этнологии Института культурного наследия Министерства образования, культуры и исследований Республики Молдова.
Создание упомянутого отдела стало знаковым событием. Впервые государственные академические структуры обратились к изучению еврейского наследия, что стало следствием необратимых политических процессов в Советской Молдавии, а затем — и в независимой Молдове, отразившихся и на судьбе АНМ.
Что обусловило появление специализированного отдела в составе АНМ? Прежде всего — это стремление евреев Молдовы к национально-культурному возрождению.
В конце 1980-х — начале 1990-х гг. в СССР в условиях начавшейся демократизации общественной жизни сложились условия для культурного развития не только титульных наций советских республик, но и национальных меньшинств, проживавших на их территории. Процесс этот охватил и Советскую Молдавию.
С весны 1989 года в МССР начинают создаваться общества еврейской культуры и другие общественные объединения, развернувшие активную деятельность по возрождению культурных традиций и языков еврейского народа (идиша и иврита)[1].
В 1990 году начала издаваться еврейская газета «Наш голос», год спустя распахнула двери Еврейская библиотека им. И. Мангера, представительство Еврейского агентства, была создана Ассоциация евреев Молдовы — бывших узников нацизма. В том же 1991-м вышел в свет первый номер газеты «Истоки», открылась еврейская школа № 22 (сейчас — Технологический лицей ОРТ им. Герцля) и т.д.[2]
Еще в феврале 1991 года в АН Молдовы рассматривалось создание комплексного Отдела по изучению национальных меньшинств, в рамках которого в июле началось формирование отдела истории и культуры евреев Молдовы[3].
Значимую роль сыграл процесс демократизации политической жизни в Советской Молдавии, а затем начало государственного строительства Республики Молдовы после обретения ею независимости.
Создание независимого, суверенного, правового государства требовало, с одной стороны, возрождения национальной культуры, в том числе и культур этносов, населяющих Молдову, а с другой — решения сложных проблем, в том числе по национальному вопросу[4]. На государственном уровне был принят ряд мер, направленных на всестороннее гармоничное развитие национальных меньшинств и законодательного обеспечения их прав и свобод.
Вся государственная структура приводилась в соответствие с этими задачами: на всех уровнях госуправления были учреждены новые комиссии и структуры[5]. Среди них — Государственный департамент по национальным проблемам Республики Молдова, созданный весной 1991 года при правительстве страны[6]. В новой структуре деятельность еврейских организаций начинает курировать активный участник еврейского возрождения Т. Магдер[7]. 2 августа 1991 года вышел указ президента М. Снегура «О мерах по обеспечению развития еврейской национальной культуры и удовлетворению социальных нужд еврейского населения Республики Молдова», а 9 декабря того же года — правительственное постановление, конкретизирующее основные положения данного указа[8]. В череде правительственных решений было узаконено функционирование идиша и иврита и предусмотрено создание сектора еврейского языка, литературы и фольклора в составе Института языка и литературы АНМ.
Эти политические решения зачастую принимались не только в результате обращений национальных общин, но и по итогам баталий между различными партиями на фоне обострения межнациональной ситуации и начала вооруженного конфликта на Днестре.
Еще один фактор, стимулировавший развитие академической иудаики в Молдове — участие международных организаций в процессе еврейского национального возрождения.
После обретения независимости Молдова стала членом многочисленных международных организаций, что обязало ее, как любое демократическое государство, соблюдать права человека, нацменьшинств и т.п. Кроме этого республика установила дипломатические отношения с Израилем, США и др. странами, что способствовало активной культурно-просветительской деятельности в Молдове различных израильских и международных еврейских организаций — «Сохнута», «Джойнта» и др.
Создание в рамках АНМ «еврейского» подразделения вполне вписывалось в этот контекст. Впоследствии эти организации оказывали существенную поддержку «еврейскому» отделу, активно способствуя проведению научных и просветительских мероприятий, публикации работ сотрудников, налаживанию контактов с исследователями из различных стран и т. д. [9]
Важным фактором для становления еврейских академических институций оказались структурные изменения в АНМ. Некоторые исследовательские институты были полностью распущены, другие претерпели серьезную реорганизацию, среди них и Институт истории. Сложившаяся ситуация заставила руководство Академии решать в административном порядке проблему трудоустройства квалифицированных кадров. Таким образом, часть бывших сотрудников Института истории вошли в состав Отдела истории и культуры евреев Молдовы[10].
В 1991 году в ходе организации Отдела по изучению национальных меньшинств был избран четкий путь распределения исследовательских направлений: появились отделы по изучению проблем истории и культуры болгарского, русского, гагаузского, украинского и еврейского населения Молдовы. Такой подход давал возможность комплексного изучения отдельной группы населения — её истории, языка, культуры, этнографических особенностей быта и т.д. Подобная междисциплинарная открытость способствовала развитию новых научных подходов[11].
Стоит отметить, что определенный академический опыт по изучению болгар, русских и гагаузов к тому времени накопился, что касается евреев Молдовы, то такого опыта еще не было[12].
Создание «еврейского» отдела в составе новой академической структуры было поддержано первым руководителем Отдела национальных меньшинств, академиком Константином Поповичем[13].
Заведующие Отделом истории и культуры евреев Молдовы/группы «Этнология евреев»:
Изяслав Левит (в 1991 — 1994 гг.)
Яков Копанский (в 1994 — 2004 гг.)
Рита Клейман (в 2004 — 2008 гг.)
и.о. заведующего Ирина Шихова (в 2009 — 2010 гг.)
Виктор Дамьян (с 2011 г. — до сегодняшнего дня)
1 июля 1991 года первым на работу в отдел на должность главного научного сотрудника был принят доктор хабилитат истории, профессор Изяслав Левит. Он стал и его первым заведующим. Обладая полувековым опытом работы в академических структурах, Левит в 1950-е — 1960‑е гг. был одним из организаторов в Советской Молдавии собственной Академии наук[14].
В период формирования отдела, судя по воспоминаниям Левита, укомплектование научными сотрудниками не представляло проблемы[15]. Из Института истории АНМ пришли доктор истории К. Жигня, доктор хабилитат истории Л. Полевой, доктор хабилитат истории С. Мадиевский, доктор хабилитат истории, профессор Я. Копанский, этнограф И. Табак, поэт и литературовед, писавший на идише, М. Лемстер[16].
В первые годы работы Левит и его коллеги занялись разработкой общей стратегии отдела, а также определением исследовательской темы для каждого научного сотрудника. Как вспоминал Левит, «…пришлось начать с нуля. Никто из нас еврейской тематикой прежде не занимался»[17].
На исследовательские приоритеты отчасти повлияли пожелания еврейских организаций, касавшиеся изучения двух трагических моментов в истории молдавского/бессарабского еврейства — Кишиневского погрома 1903 г. и Холокоста в Бессарабии и Транснистрии (1941 — 1944 гг.).
Определяющим фактором стала приближавшаяся дата — 90-летие Кишиневского погрома, и именно эта тема стала приоритетной для отдела, сохранив свою актуальность до начала 2000-х гг. По словам Левита, «работа планировалась в расчете на то, что к столетию Кишиневского погрома 1903 г. и погромов 1905 г. в Бессарабии будут изданы два тома документов под грифом нашего института и отдела»[18].
В процессе разработки научных мероприятий, планировалось обратиться и к теме Холокоста в Бессарабии и Транснистрии, прежде всего, к трагедии Кишиневского гетто. Это объяснялось тем, что значительной частью молдавских/бессарабских евреев эти два события рассматривались в одном контексте: Кишиневский погром —трагедия, получившая мировую известность и ставшая предтечей другой мировой трагедии — Холокоста. Подобный взгляд на связь этих событий излагался и в единственной на то время переведенной на русский язык работе израильского исследователя Д. Дорона (Спектора) «Кишиневское гетто — последний погром». В книге цитировались слова израильского историка Б.-Ц. Динура: «Историческое значение кишиневских погромов состоит в том, что они были прототипом Катастрофы европейского еврейства»[19].
Наряду с этим, еврейские организации в рамках мемориальных мероприятий планировали открыть памятный знак на месте будущего памятника «Жертвам кишиневского погрома 1903 г.» и памятника «Жертвам Кишиневского гетто»[20]. В итоге, за разработку темы Холокоста в Бессарабии и Транснистрии взялся И. Левит.
К 90‑летию Кишиневского погрома приурочили организованную отделом научную конференцию. Этот форум стал одним из важных событий в череде памятных мероприятий, проходивших в Кишиневе 21‑25 апреля 1993 г.[21]
В октябре 1992-го отдел покидает Л. Полевой, уехавший в США. До отъезда он с сотрудниками отдела подготовили к изданию «Библиографический указатель по истории и культуре евреев Бессарабии и сопредельных территорий Румынии и Украины». К сожалению, эти материалы так и не были опубликованы. Позже из отдела уходит С. Мадиевский, а в 1994-м в США уезжает и первый руководитель И. Левит[22].
Как отец‑основатель академической иудаики в Республике Молдова Изяслав Левит сформировал высокопрофессиональный коллектив, организовал научную работу и добился первых результатов. Именно Левит заложил основы перспективного изучения двух магистральных для молдавской иудаики тем: Кишиневского погрома 1903 г. и Холокоста на территории Бесарабии и Транснистрии.
Не менее значимый вклад в развитие иудаики в Молдове был внесен преемником Левита — Яковом Копанским, доктором хабилитат истории, профессором, который начал научную карьеру в 1956 году в Институте истории АНМ[23].
К тому времени как Копанский возглавил отдел, научные сотрудники уже получили определенный исследовательский опыт и провели значительную работу в архивах Кишинева, Киева, Санкт-Петербурга и других городов.
В это время Яков Копанский изучает деятельность благотворительных еврейских организаций в межвоенный период на территории Бессарабии. В 1994-м он публикует работу «Джойнт в Бессарабии. Страницы истории» (Кишинев, 1994), затем — «Благотворительные организации евреев Бессарабии в межвоенный период 1918 — 1940 гг.» (Кишинев, 2002).
В отделе активно развивалось и литературоведческое направление, что отразилось в исследованиях Моисея Лемстера. Основной темой его изысканий стала еврейская литература на идише в Бессарабии в 1920-х —1930‑х гг. На основе докторской диссертации, защищенной Лемстером в 1999 г., вышла книга «Еврейский баснописец и мудрец Элиэзер Штейнбарг». Наряду с научной работой, Моисей Лемстер занимался и художественным творчеством. В 1996 году в Тель-Авиве он издает сборник стихов «Еврейский дождь» на идише, а 1997-м — русский перевод этой книги[24].
В 1994 году в отдел приходит заслуженный деятель искусств, автор книги «Под одним небом: евреи и музыкальная культура Молдовы», музыковед З. Столяр. В отделе он изучал еврейский музыкальный фольклор Бессарабии и Левобережья Поднестровья в конце XIX — первой половине XX в. и вклад евреев в музыкальную жизнь Молдовы. По итогам его изысканий в 1998 году вышла брошюра «Злата Ткач: Очерк жизни и творчества», а также книга «Еврейская дойна: еврейская народная музыка в Бессарабии и Левобережном Поднестровье. II пол. ХIХ — сер. ХХ в.» (в 2000 году этот труд был издан на немецком языке). Позже автор опубликовал работы: «Страницы еврейской музыки: исследования, наблюдения, заметки», «Люди и время: композиторы-евреи в музыкальной культуре Молдовы. 1930 — 1980-е годы», «Дорогами творчества: избранные статьи о молдавских композиторах. Вторая половина XX века»[25].
На рубеже 1990‑х — 2000‑х гг. внимание отдела по-прежнему было обращено к трагическим событиям в истории молдавского еврейства. Эту тему продолжила разрабатывать К. Жигня, обратившаяся к феномену погрома 1905 г. Ею был переведен на русский язык труд американского историка Э. Джаджа «Пасха в Кишиневе. Анатомия погрома» (Кишинев, 1998).
Благодаря усилиям К. Жигни и её коллег (Я. Копанского и И. Левита) была издана фундаментальная работа «Кишиневский погром 1903 года: сборник документов и материалов» (Кишинев, 2000). Документы, многие из которых публиковались впервые, были обнаружены в архивах Молдовы, Украины, Российской Федерации и Израиля. Издание было подготовлено совместно с Национальным архивом Республики Молдова. Публикация этой работы стала важнейшим достижением «еврейского» отдела.
Во второй половине 1990-х гг. — начале 2000-х гг. с отделом по-прежнему продолжал активно сотрудничать его первый руководитель Изяслав Левит. Он публикуется в Кишиневе, издает несколько брошюр на русском, английском и молдавском (румынском): «Пепел прошлого стучит в наши сердца. Холокост». (Кишинев, 1997), «Холокост в Бессарабии в кривом зеркале господина Петренку» (Кишинев, 1999), «В наркотическом угаре юдофобии. По поводу эссе писателя Паула Гома «Красная неделя 28 июня — 31 июля 1940 года, или Бессарабия и евреи» (Кишинев, 2004)[26]. До начала 2000-х годов Левит был практически единственным автором, публиковавшим труды по Холокосту в Молдове. Именно на его материалы опирались исследователи и общественные деятели в полемике с отрицателями вины режима Антонеску за Холокост в Бессарабии и Транснистрии.
Данная проблематика по сей день остается актуальной для Изяслава Левита. Одной из значимых его недавних работ стал двухтомник «Шоа — Холокост — Катастрофа: еврейский вопрос в политике диктатуры Антонеску» (Тирасполь: Литера, 2015 — 2017).
Необходимо подчеркнуть, что перед Яковом Копанским, как руководителем отдела, встала задача не только продолжить исследования в области иудаики в Молдове, но и развивать международные связи с коллегами из Израиля, США, Западной Европы, стран СНГ и Балтии.
В 1995 году уроженец Молдовы Самуил Арони — директор Специальных академических совместных проектов международных исследований Калифорнийского университета — инициировал проведение в Кишиневе, совместно с Институтом национальных меньшинств АНМ, международного симпозиума «История, язык и культура еврейского народа». К его организации были привлечены Центр научных работников и преподавателей иудаики в вузах «Сэфер», Всемирная федерация бессарабских евреев «Бейт‑Бессарабия», ряд организаций и учреждений, а также исследователи из США, Израиля, России и Украины. Многочисленная группа докладчиков представляла Академию наук Молдовы, в первую очередь, Институт национальных меньшинств, Государственный университет Молдовы, Государственный педагогический университет им. И. Крянгэ и др.[27].
По итогам симпозиума вышел сборник научных статей «Евреи в духовной жизни Молдовы. Страницы истории и современность» со статьями сотрудников отдела (Я. Копанского, М. Лемстера, З. Столяра, И. Табака). Это издание стало первой коллективной работой еврейского отдела АНМ под руководством Копанского.
В 1997 года в рамках Фестиваля еврейской книги прошла научная конференция «Народ книги в мире книг», в числе организаторов которой были Копанский и Лемстер. Название конференции дало заголовок сборнику материалов, куда вошли статьи сотрудников отдела[28].
В 1998 году был опубликован очередной сборник статей «Евреи Молдовы и историческая Родина. Посвящается 50-летию образования Государства Израиль» (под ред. Я. Копанского и К. Жигни).
В 1996 году из Отдела уходит И. Табак, а в 1999-м репатриируется в Израиль Лемстер.
После ряда реформ в АНМ Институт национальных меньшинств был преобразован в 2000 году в Институт межэтнических исследований, а отдел сохранил и название, и специфику работы.
После отъезда Моисея Лемстера литературоведческое направление в работе Отдела продолжает развивать доктор хабилитат, профессор, признанный в мире специалист по исследованию творчества Достоевского Рита Клейман.
Работу в отделе она начала со статей о произведениях русскоязычных еврейских писателей, уделяя также внимание еврейским мотивам в русской литературе и искусстве. Отдельные сюжеты нашли отражение в фундаментальной монографии Клейман «Достоевский: константы поэтики» (Кишинев, 2001). Предметом ее следующего исследования стали жизнь и творчество уроженца Бессарабии — литературоведа, историка, культуролога и философа М. О. Гершензона. Итогом изысканий стала серия статей и книга «Гершензон М.О.: Очерки прошлого. Избранное» (Кишинев, 2003)[29].
В 2002 году в отдел пришел доктор хабилитат В. Аникин, разрабатывавший тему участия еврейского населения в экономической жизни Бессарабии в XIX — нач. XX в. и опубликоваший ряд статей по этой проблематике.
Отдел постоянно сталкивался с текучестью кадров. В 2002 году из него уходит З. Столяр, репатриируется в Израиль К. Жигня. Правда, в 2003-м на работу приходят доктор филологии И. Шихова и Ж. Кушнир. Таким образом, усиливается литературоведческое направление исследований.
6-8 апреля 2003 года в Молдове прошли памятные мероприятия, посвященные 100-летию Кишиневского погрома, в организации которых приняли участие В. Аникин, Р. Клейман и Я. Копанский. Отделом была проведена международная научная конференция «Кишиневский погром 1903 года: взгляд через столетие», вызвавшая широкий общественный резонанс. С приветственным словом к участникам обратились председатель Ассоциации еврейских организаций и общин Республики Молдова С. Шойхет, уроженец Молдовы, тогдашний министр транспорта Израиля Авигдор Либерман, президент Европейской ассоциации еврейских исследований и председатель Академического совета Центра «Сэфер» Рашид Капланов, председатель фонда «Бейт‑Бессарабия» Д. Корн, исполнительный директор Всемирного конгресса русскоязычных евреев Валерий Энгель и др.[30]
Об итогах проведенной конференции Яков Копанский писал: «Она стала крупнейшим научным форумом, когда-либо обсуждавшим проблему Кишиневского погрома. В конференции приняли участие историки, философы, филологи, искусствоведы, политологи, писатели и публицисты из Молдовы, Израиля, России, Великобритании, Украины, Румынии и Беларуси»[31]. В 2004 году материалы форума были собраны в книгу[32].
В 2004 году в связи с ухудшением здоровья Яков Копанский принимает решение передать руководство отделом профессору Рите Клейман. В 2006-м он уходит из жизни. Впоследствии на основе научных исследований Копанского были опубликованы две его работы: «Еврейское национальное движение в Бессарабии в межвоенный период (1918 — 1940 гг.)» и «Исторические портреты. Видные деятели еврейского движения в Бессарабии и Молдавии XX века».
Таким образом, на долю Якова Копанского выпало самое длительное руководство еврейским отделом. На это время приходится и самый плодотворный период в работе отдела: были опубликованы сотни научных и научно-популярных статей, изданы десятки монографий и сборников. При поддержке Института национальных меньшинств АНМ были установлены контакты с исследовательскими центрами многих государств. Яков Копанский стал последним представителем когорты исследователей, стоявшим у истоков отдела в начале 1990-х годов. В память о Копанском 21 марта 2010 года, накануне его 80-летнего юбилея, в Кишиневе, на доме, где он жил, была установлена мемориальная доска.
На первую половину 2000‑х годов пришлась очередная реформа Института межэтнических исследований АНМ, который с 2006 года стал именоваться Институтом культурного наследия. В состав Института вошло несколько иследовательских центров, среди них и Центр этнологии, включавший в себя группу «Этнология евреев» (бывший Отдел истории и культуры евреев Молдовы).
Профессор Рита Клейман, сменившая Якова Копанского в 2004 году на посту заведующего еврейским отделом, нацелила коллектив на написание крупного труда — «Еврейской энциклопедии».
К работе над этим коллективным проектом на разных этапах подключались новые исследователи, пришедшие в группу «Этнология евреев» — доктор экономики Е. Брик, доктор истории А. Боршевский и исследователь Н. Вицинская. Параллельно с «Энциклопедией» Рита Клейман, совместно с Ириной Шиховой, работала над научно-популярной книгой «Культурное наследие евреев Молдовы»[33].
В этот период выходят в свет многочисленные статьи сотрудников группы «Этнология евреев» —Р. Клейман, И. Шиховой, Ж. Кушнир, Е. Брика, А. Боршевского, охватывающие различные направления —литературоведение, этнологию и историю права. К сожалению, планам по изданию «Еврейской энциклопедии» не суждено было осуществиться из-за безвременного ухода из жизни в 2008 году Риты Яковлевны Клейман.
Итогом ее руководства стала публикация около 150 научных и научно-популярных статей, 10 монографий, участие сотрудников в различных научных конференциях в Израиле, Франции, Венгрии, Украине, России, Болгарии и других странах.
В 2009 — 2010 гг. и.о. заведующей группы становится доктор филологии Ирина Шихова. В 2010 году защищает диссертацию Ж. Кушнир, выходит совместная книга Р. Клейман и И. Шиховой «Культурное наследие евреев Молдовы», труд А. Боршевского «Международное и национальное законодательство о правах этнических меньшинств», работа Ж. Кушнир «Еврейская тема и авторы‑евреи в мировой литературе ХХ века: аспекты эстетического смысла».
С 2011 г. по настоящее время группу «Этнология евреев» возглавляет доктор истории Виктор Дамьян. В 2011 — 2014 гг. научными сотрудниками группы разрабатывались следующие темы: «Этнодемографические и этнополитические процессы в истории евреев Молдовы (конец XV — начало XIX вв.)» (В. Дамьян), «Правовое положение евреев Бессарабии в 1812 — 1914 гг.» (А. Боршевский), «Синагога как культурно-исторический феномен евреев Молдовы в XIX — XX вв.» (Е. Брик), а также литературоведческая проблематика (И. Шихова, Ж. Кушнир).
В 2012 — 2013 гг. В. Дамьяном и И. Шиховой был организован ряд научных конференций и симпозиумов. Так, в марте 2012 года прошла конференция «20 лет исследований в области еврейской этнологии в Республике Молдова». В октябре того же года в Кишиневе состоялся Республиканский симпозиум, посвященный 65‑летию со дня рождения Риты Клейман Destinele culturii europene. In memoriam Rita Kleiman (1947 — 2008).
Совместно с филологическим факультетом Государственного педагогического университета им. И. Крянгэ была проведена Республиканская конференция «Продвижение национальных ценностей через язык, литературу и историю», по итогам которой был опубликован сборник[34].
В 2012 году Виктор Дамьян стал лауреатом премии «Человек года» за реализацию совместных проектов с Еврейским культурным центром КЕДЕМ и представительством «Джойнта» в Молдове[35].
2013-й стал годом мемориальных мероприятий, посвященных 110-ой годовщине Кишиневского погрома. В частности, прошел Международный симпозиум «Кишиневский погром 1903 г. и его влияние на общественное сознание Бессарабии и мира».
На 2013 год пришлась другая круглая дата, давшая название республиканской конференции «100 лет со дня рождения выдающегося писателя Ихила Шрайбмана (1913 — 2005): идиш, штетл, идишкайт». В работе форума приняли участие сотрудники еврейской группы В. Дамьян, И. Шихова, Е. Брик, Ж. Кушнир[36].
Почти все конференции проходили в тесном сотрудничестве со столичным Еврейским культурным центром КЕДЕМ, каждое мероприятие сопровождалось тематическими выставками книг, организованными Еврейской библиотекой — Культурным центром им. И. Мангера[37].
С 2013 года возобновляется традиция участия исследователей группы «Этнология евреев» в ежегодных международных конференциях Центра «Сэфер».
В этот период сотрудники группы продолжают публикацию монографических исследований[38]. В. Дамьян, И. Шихова, Е. Брик неоднократно выступали на научных конференциях, принимали участие в различных международных проектах[39].
В 2014 году по инициативе редколлегии журнала Центра этнологии Института культурного наследия АНМ Revista de Etnologie şi Culturologie (Журнал этнологии и культурологии) было принято решение посвятить XVномер издания 20-летию группы «Этнология евреев». В состав редколлегии журнала в качестве ответственного секретаря в 2010 — 2018 гг. входил и В. Дамьян. Часть журнала посвящалась истории группы, в него также вошли публикации сотрудников еврейского отдела/группы и тексты их выступлений на конференциях[40].
В конце 2014 года Ирина Шихова, одновременно являясь научным куратором Музея еврейского наследия Молдовы (с 2009 по 2019 гг.), открывает в Еврейском культурном центре КЕДЕМ обновленную и существенно дополненную экспозицию музея.
На 2015 — 2018 гг. руководством Института культурного наследия АНМ были утверждены такие исследовательские темы сотрудников: «Традиционные ремесла и занятия евреев Молдовы (вторая половина XIV — начало XIX вв.)» (В. Дамьян), «Еврейские кладбища и погребальный обряд евреев Молдовы как элемент традиционной этнической культуры» (И. Шихова); «Демографическая и этно-социальная ситуация еврейского населения в Бессарабии (1812 — 1918 гг.)» (А. Боршевский).
На долю сегодняшнего поколения исследователей пришлась очередная реформа, на этот раз затронувшая всю Академии наук Молдовы. Институт культурного наследия, составной частью которого является группа «Этнология евреев», вошел в состав Министерства образования, культуры и исследований Республики Молдова.
В 2017 году Ж. Кушнир публикует монографию «Феномен гуманизации мифа в интеллектуальной прозе XX века». В это время она параллельно занимается исследованием семейных историй евреев Кишинева.
На период 2017 — 2018 гг. в группу приходит Р. Настас — аспирантка Государственного педагогического университета им. И. Крянгэ, работавшая над диссертацией «Еврейская эмиграция из Бессарабии в конце XIX —начале XX вв.».
В 2017 г. В. Дамьян и Р. Настас, а в 2019 г. — только В. Дамьян, участвуют в эпиграфических экспедициях, проводимых в Молдове на еврейских кладбищах села Рашково и города Оргеева, организованных Центром «Сэфер»[41].
Полевые исследования легли в основу научной работы двух сотрудников группы «Этнология евреев». Так, Ю. Палихович в конце 2018 года начинает исследовать представления жителей молдавского села Вадул-Рашков о живших там евреях.
С начала 2019 года И. Шихова и Ю. Палихович включаются в реализацию проекта организации EuropeanJewish Cemeteries Initiative (ESJF) по выявлению, каталогизации и видеосъемке еврейских некрополей[42]. Виктор Дамьян становится автором текстов информационных панно у столичных памятников жертвам Кишиневского гетто и жертвам фашизма, которые еврейская община Молдовы установила в 2019 году. В открытии информационного панно 27 января 2019 года у Памятника жертвам Кишиневского гетто принял участие президент Игорь Додон, депутаты парламента, члены правительства, представители еврейских организаций страны.
В конце 2019 года впервые в истории академической науки в Молдове был проведен конкурс на государственное финансирование. В нем приняли участие и сотрудники Центра этнологии, в который входит группа «Этнология евреев». По результатам конкурса институтский Центр этнологии получил финансирование и благодаря этому сохранил свой статус, в отличие от многих других академических подразделений.
Отметим, что в 2011 — 2020 гг. произошло расширение хронологических рамок исследования истории евреев Молдовы: они охватили весь период молдавской государственности. Последние годы сотрудники группы уделяют особое внимание полевым исследованиям. За минувшее десятилетие коллектив исследователей опубликовал более 150 научных и научно-популярных работ, представил более 200 докладов и сообщений на различных конференциях, в том числе на форумах, посвященных Холокосту. Отметим, что сотрудники группы поднимали эту тему даже, когда она не курировалась государственными структурами, а замалчивалась и считалась исключительно сферой интересов еврейских организаций.
В 2017 г. было принято постановление правительства по реализации Государственного плана действий, включающего создание Музея евреев Молдовы (филиалом которого должно стать кишиневское еврейское кладбище), документирование, защиту и восстановление еврейских кладбищ, иных объектов истории и культуры. На определенных этапах данного плана к его реализации стали привлекаться и сотрудники группы.
Группа «Этнология евреев» является на данный момент безальтернативной академической структурой, объединяющей практически всех специалистов по иудаике в Молдове. За время своего существования группа стала своеобразным экспертным центром, к ней обращаются представители различных еврейских местных и международных организаций, а также правительственных структур. Речь идет о консультациях и помощи в проведении республиканских и международных мероприятий, реализации многочисленных проектов и т.д.
За тридцать лет научное наследие группы «Этнология евреев» составило свыше 60 монографий, сборников статей, очерков и др.
Уникальное исследовательское подразделение стало главным и единственным академическим центром научного изучения еврейского наследия Молдовы. В настоящее время немногочисленная научная группа продолжает работать над плановыми темами, среди которых: «Религиозная жизнь евреев Бессарабии (1812 — 1914 гг.)» (В. Дамьян), «Материальное наследие культуры евреев Республики Молдовы: изучение и сохранение» (И. Шихова), «Образовательные традиции евреев Республики Молдова» (Ж. Кушнир), «Повседневная жизнь евреев Бессарабии в контексте социально-экономической жизни региона (1812 — 1918 гг.)» (Ю. Палихович).
Д-р Виктор Дамьян, Институт культурного наследия (Кишинев)
[1] См.: Копанский Я. М., «Возрождение еврейской национальной культуры — фактор демократизации духовной жизни Молдовы». Евреи в духовной жизни Молдовы, Кишинев, 1997, с. 16; Дамьян В., «20 лет группе «Этнология евреев» Центра этнологии Института культурного наследия АНМ». Revista de Etnologie şi Culturologie, Vol. XV, Chişinău, 2014, с.106
[2] «Тернистый путь к себе» http://jcm.md/ru/all-news/ternistyj-put-k-sebe
[3] Копанский Я. М., «Возрождение еврейской национальной культуры — фактор демократизации духовной жизни Молдовы». Евреи в духовной жизни Молдовы, Кишинев, 1997, с. 16
[4] Бодруг И. Г., «Межэтнические академические исследования: к 10-летней деятельности Института межэтнических исследований». Ежегодник Института межэтнических исследований. Т. II, Кишинэу, 2001, с.6
[5] Копанский Я. М., «Возрождение еврейской национальной культуры — фактор демократизации духовной жизни Молдовы». Евреи в духовной жизни Молдовы, Кишинев, 1997, с. 16
[6] Парламентское Постановление о создании Департамента датировано 14 ноября 1990 г. Правительственное Постановление об образовании Департамента, определившее его задачи и штаты, было подписано 25 апреля 1991 г. http://www.bri.gov.md/index.php?pag=sec&id=92&l=ru
[7] Копанский Я. М., «Возрождение еврейской национальной культуры — фактор демократизации духовной жизни Молдовы». Евреи в духовной жизни Молдовы. Кишинев, 1997, с. 16; Popa I. C. «Theodor Magder — destinul unui evreu român în Basarabia». Revista de ştiinţa şi cultura http://www.limbaromana.md/index.php?go=articole&n=3685
[8] Копанский Я. М., «Возрождение еврейской национальной культуры — фактор демократизации духовной жизни Молдовы». Евреи в духовной жизни Молдовы, Кишинев, 1997, с. 16
[9]Левит И. Э., Воспоминания о Молдавской Академии наук и ее первом президенте Я.С.Гросуле. Тирасполь: Б. и., 2014, с. 187-188; Копанский Я. М., «Исследования по иудаике в отделе истории и культуры евреев Молдовы». Ежегодник Института межэтнических исследований. Т. II, Кишинэу, 2001, с. 32; Копанский Я. М., «Возрождение еврейской национальной культуры — фактор демократизации духовной жизни Молдовы». Евреи в духовной жизни Молдовы, Кишинев, 1997, с. 16
[10] Левит И. Э., Воспоминания о Молдавской Академии наук и ее первом президенте Я.С.Гросуле. Тирасполь: Б. и., 2014, с. 178-179, 184
[11] Бодруг И. Г., «Межэтнические академические исследования: к 10-летней деятельности Института межэтнических исследований». Ежегодник Института межэтнических исследований. Т. II, Кишинэу, 2001, с.6-7. Достаточно четкое определение состоянию изучения национальных меньшинств в АНМ в начале 1990-х гг. дала на одной из конференций А. Скворцова — научный сотрудник сектора изучения истории, языка и культуры русского населения Молдовы (данный сектор, также как и Отдел истории и культуры евреев Молдовы, входил в состав Отдела национальных меньшинств). В своем выступлении она отметила, что «прежде молдавская историческая наука изучала не отдельные этносы, а исторический процесс в целом. Располагая глубокими и всесторонними исследованиями истории республики, мы не имеем достаточно четкого представления о меньшинственных этносах, их месте и роли в социально-экономическом, политическом и культурном развитии Молдовы. В молдавской историографии нет ни одной работы, которая была бы посвящена специально русскому населению». То же самое можно было сказать и об историографии по еврейской тематике в Молдове. Исключение составляла лишь книга В. С. Зеленчука «Население Бессарабии и Поднестровья в XIX в. (Этнические и социально-демографические процессы)» (Кишинев, 1979). См.: Зайковская Т., «Сектор «Этнология русских»: 25 лет научного поиска». Revista de Etnologie şi Culturologie, Vol. XIX, Chişinău, 2016. С. 5; Копанский Я. М., «Исследования по иудаике в отделе истории и культуры евреев Молдовы». Ежегодник Института межэтнических исследований. Т. II, Кишинэу, 2001, с.32
[12] Ко времени открытия в 1991 г. Отдела национальных меньшинств в АНМ уже несколько десятилетий в ее структуру входил отдел болгароведения (в составе Института истории), отдел русского языка и литературы (входил в состав Института языка и литературы). В 1987-м решением правительства МССР в АНМ был создан отдел гагаузоведения (Червенков Н. Н., «Болгаристика в Институте межэтнических исследований: состояние и перспектива». Ежегодник Института межэтнических исследований. Т. II, Кишинэу, 2001, с. 23; Зайковская Т. В., «Проблемы исследования истории, языка и культуры русского населения Молдовы в ИМИ». Ежегодник Института межэтнических исследований. Т. II, Кишинэу, 2001, с.17; Чимпоеш Л. С., «Деятельность Отдела гагаузоведения: итоги и перспективы». Ежегодник Института межэтнических исследований. Т. II, Кишинэу, 2001, с. 27)
[13] Копанский Я. М., «Возрождение еврейской национальной культуры — фактор демократизации духовной жизни Молдовы». Евреи в духовной жизни Молдовы. Кишинев, 1997, с. 16; Дамьян В., «20 лет группе «Этнология евреев» Центра этнологии Института культурного наследия АНМ». Revista de Etnologie şi Culturologie, Vol. XV, Chişinău, 2014, с. 106
[14] Центральный научный архив Академии наук Молдовы (далее — ЦНА АНМ), ф. 48, оп. 3, ед. хр. 69
[15] Левит И. Э. Воспоминания о Молдавской Академии наук и ее первом президенте Я. С. Гросуле. Тирасполь: Б. и., 2014, с. 184; Бодруг И. Г., «Межэтнические академические исследования: к 10-летней деятельности Института межэтнических исследований». Ежегодник Института межэтнических исследований. Т. II, Кишинэу, 2001, с. 6
[16] Левит И. Э. Воспоминания о Молдавской Академии наук и ее первом президенте Я. С. Гросуле. Тирасполь: Б. и., 2014. С. 184; Копанский Я. М., «Исследования по иудаике в отделе истории и культуры евреев Молдовы». Ежегодник Института межэтнических исследований. Т. II, Кишинэу, 2001, с. 29
[17] Левит И. Э. Воспоминания о Молдавской Академии наук и ее первом президенте Я. С. Гросуле. Тирасполь: Б. и., 2014, с. 184
[18] Там же, с. 185
[19] Дорон (Спектор) Д., Кишиневское гетто — последний погром. Кишинев: Лига, 1993 (Серия «Библиотека‑Алия»), с. 8, 228
[20] Дрейзлер М., «Мы этой памяти верны!..». Кишиневский погром 1903 года. Сборник статей. Кишинев, 1993, с.132-133
[21] Там же, с.132-133. Материалы конференции были опубликованы в сборнике научных статей: Кишиневский погром 1903 года. Сборник статей. Отв. редактор И. Э. Левит. (Кишинев, 1993)
[22] Левит И. Э. Воспоминания о Молдавской Академии наук и ее первом президенте Я.С.Гросуле. Тирасполь: Б. и., 2014, с.184, 188
[23] ЦНА АНМ, ф. 48, оп. 3, ед. хр. 65
[24] ЦНА АНМ, ф. 48, оп. 3, ед. хр. 70; Копанский Я. М., «Исследования по иудаике в отделе истории и культуры евреев Молдовы». Ежегодник Института межэтнических исследований. Т. II, Кишинэу, 2001, с. 31-32
[25] ЦНА АНМ, ф. 48, оп. 3, ед. хр. 95; Копанский Я. М., «Исследования по иудаике в отделе истории и культуры евреев Молдовы». Ежегодник Института межэтнических исследований. Т. II, Кишинэу, 2001, с.32; Кушнир Ж., «Зиновий Лазаревич Столяр (1924 — 2014)», Revista de Etnologie şi Culturologie, Vol. XV, Chişinău, 2014, с.104
[26] Левит И. Э. Воспоминания о Молдавской Академии наук и ее первом президенте Я.С.Гросуле. Тирасполь: Б. и., 2014, с. 189
[27] Копанский Я. М., «Возрождение еврейской национальной культуры — фактор демократизации духовной жизни Молдовы», Евреи в духовной жизни Молдовы. Кишинев, 1997, с. 21-22
[28] Народ книги в мире книг. Кишинев: Б. и., 1997. Там опубликованы работы Я. Копанского «Кишиневское Общество друзей Иерусалимской еврейской национальной библиотеки (20 — 30 гг. XX в.)»; М. Лемстера «Бессарабский стиль в еврейской литературе»; З. Столяра «Еврейская музыка в книге»; К. Жигня «О книге американского историка Эдварда Джаджа «Пасха в Кишиневе. Анатомия погрома».
[29] Копанский Я. М., «Исследования по иудаике в отделе истории и культуры евреев Молдовы». Ежегодник Института межэтнических исследований. Т. II, Кишинэу, 2001, с. 32
[30] Возвращаясь к событиям столетней давности: Хроника памятных дней Кишиневского погрома 1903 г. Chişinău: Pontos, 2004, с. 25-54
[31] Копанский Я. М., «Предисловие. Кишиневский погром 1903 года: взгляд через столетие». Материалы международной научной конференции 7-8 апреля 2003 г., Кишинев, 2004, с. 6
[32] «Кишиневский погром 1903 года: взгляд через столетие». Материалы Международной научной конференции 7‑8 апреля 2003 г., Кишинев, 2004
[33] Дамьян В., «20 лет группе «Этнология евреев» Центра этнологии Института культурного наследия АНМ». Revista de Etnologie şi Culturologie, Vol. XV, Chişinău, 2014, с. 110-111
[34] Там же, с. 110-111; “Raport privind conferințele organizate de Grupul «Etnologia Evreilor» și expedițiile de teren”, Revista de etnologie şi culturologie, Vol. XV-XVI, Chişinău, 2014, с.124-127
[35] В Кишиневе прошла церемония вручения премии «Человек года» http://photo.jewseurasia.org/page16/news33938.html
[36] Дамьян В., «20 лет группе «Этнология евреев» Центра этнологии Института культурного наследия АНМ». Revista de etnologie şi culturologie, Vol. XV, Chişinău, 2014, с. 112. “Raport privind conferințele organizate de Grupul «Etnologia Evreilor» și expedițiile de teren”, Revista de Etnologie şi Culturologie, Vol. XV, Chişinău, 2014, с. 128-129
[37] Дамьян В., «20 лет группе «Этнология евреев» Центра этнологии Института культурного наследия АНМ». Revista de Etnologie şi Culturologie, Vol. XV, Chişinău, 2014, с.112
[38] Боршевский А. Защита прав еврейского населения Бессарабии во II половине XIX в.: мировой суд. Кишинев, 2011; Кушнир Ж. К 110-летию кишиневского погрома: памятные даты. Кишинев, 2013
[39] См.: Дамьян В. «Итоги работы по проекту «Виртуальный музей иудаики: по тропам истории» (сложности и достижения)». Этнографические коллекции в музеях: культурные стратегии и практики. Материалы Двенадцатых Санкт-Петербургских этнографических чтений, СПб., 2013, с. 66-70. “Raport privind conferințele organizate de Grupul «Etnologia Evreilor» și expedițiile de teren”,Revista de Etnologie şi Culturologie, Vol. XV, Chişinău, 2014, с.130-137
[40] Revista de Etnologie şi Culturologie, Vol. XV, Chişinău: Garomont, 2014
[41]«Сэфер» в Рашкове». Наш Голос, газета еврейской общины Республики Молдова, №11, август 2017, с. 4-5; Дашевский О. «О чем молчат старинные надгробия?», Наш Голос, газета еврейской общины Республики Молдова, №14 (49), сентябрь 2019, с. 7
[42] Дашевский О. «Место, где лежат еврейские кости, является кладбищем навсегда». Наш Голос, газета еврейской общины Республики Молдова, № 9 (44), июнь 2019, с. 2