EAJS Policy Papers, No 6 (Dec 24, 2018)
Мероприятие, которое состоялось в Иерусалиме 13 декабря 2018 года по инициативе организации «Натив» при министерстве главы правительства Израиля, было призвано отметить на государственном уровне вклад тех, кто боролся за репатриацию евреев Советского Союза и стран Восточной Европы в Израиль. Оно привлекло немалое общественное внимание по двум причинам. Во-первых, самим фактом проведения в данном формате, пожалуй, впервые за долгие годы в истории страны. И, во-вторых, тем, что оно в очередной раз поставило на повестку дня вопрос: в какой мере страна, созданная для решения «еврейского вопроса» по, назовем ее, сионистской модели, то есть путем приема и интеграции в стране евреев Диаспоры, должна «бронировать» место для деятельности конкретных участников этого процесса в коллективной памяти местного общества.
Борьба за «кредит»
Группа людей, которых мы называем «борцами за репатриацию (алию) советских евреев», включала две различные категории активистов. Это, с одной стороны, участники еврейского подпольного движения в Советском Союзе и странах Восточной Европы, ядро которых, в свою очередь, составляли две группы. Первая из них – так называемые «узники Сиона» (то есть, лица, подвергшиеся репрессиям со стороны властей, в том числе, получившие различные, нередко весьма длительные тюремные и лагерные срока за участие в сионистской деятельности). Вторая ‑ «отказники», евреи, которые, получив отказ властей на выезд в Израиль, включились в неформальную политико-правозащитную и культурную еврейскую деятельность. А, с другой стороны, это евреи и не евреи, израильтяне и не израильтяне, которые по другую сторону железного занавеса прилагали все усилия для того, чтобы евреи стран Восточной Европы смогли получить право на свободный выезд в Израиль.
Алия из Восточной Европы со времени образования Государства Израиль, за редкими перерывами, фактически не прекращалась никогда. Хотя официально советские лидеры в послесталинскую эпоху признавали возможность еврейской эмиграции в Израиль, они делали это крайне неохотно и всеми возможными способами старались ограничить число эмигрантов небольшой группой лиц старшего поколения. Таким образом, большинству евреев из СССР и стран Восточной Европы массовый выезд до начала 70-х гг. был закрыт. Исключением были отдельные страны советского блока, в которых Израиль вел прямые переговоры с местными лидерами по «еврейскому вопросу». Так Израиль, напрямую контактируя с руководством Социалистической Республики Румыния, добился для местных евреев права относительно беспрепятственного выезда. Во второй половине 50-х годов прошлого столетия часть евреев Польши также смогли получить право на выезд в Израиль, чем, кстати, не преминули воспользоваться и несколько тысяч советских евреев, сумевших выехать из СССР в Польскую Народную Республику в рамках двустороннего соглашения о репатриации польских граждан. Однако выезд значительной массы советских евреев начался лишь в конце шестидесятых годов, параллельно с подъемом еврейских национальных настроений в Советском Союзе.
Основным катализатором этого процесса, конечно, послужила Шестидневная война 1967 года, ставшая предметом гордости для советских евреев. Но, в то же время, еврейские национальные настроения были достаточно распространены и в предыдущий период, начиная с сороковых годов ХХ века, когда молодые евреи, взросление которых пришлось на годы Второй мировой войны и сталинские репрессии, стали переосмысливать свой советский опыт с еврейской точки зрения. Например, стали обращать внимание на замалчивание событий Катастрофы и массового и целенаправленного уничтожения еврейского населения, как одного из значимых событий Второй мировой войны.
Создание независимого Еврейского государства Израиль также стало фактором национального пробуждения советских евреев. Существует некая городская легенда, которая, к сожалению, не подтверждена документально, что супруга маршала Клима Ворошилова Екатерина (Голда) Горбман даже сказала своей невестке: «Теперь и у нас, у евреев, есть своя родина». Но имеется и множество вполне документально подтвержденных свидетельств резкого возрастания про-израильских настроений в коллективном самосознании евреев СССР. Это же сыграло критическую роль в «сионизации» значительных сегментов еврейского национального движения два десятилетия спустя.
Понятно, что мифы рождаются на грани фактов. Например, имело место утверждение, что само Государство Израиль долгое время стояло в стороне от открытой борьбы за алию из СССР, не желая «дразнить» власти Советского Союза, чтобы не перекрыли тонкий ручеек еврейской эмиграции, который, несмотря на все трудности, существовал в первые послевоенные годы. Так, известный израильский историк, доктор Ури Мильштейн недавно опубликовал в газете «Маарив» статью, где он в качестве краеугольного камня процесса борьбы за алию евреев СССР называет имевшее место в 1968-1969 годах выступления израильских студентов в пользу освобождения советских евреев. То есть, израильская глава движения «Отпусти народ мой», по мнению Мильштейна, началась именно с выступлений израильской организации студентов, в частности, организованных председателем Йоной Яхавом, который недавно завершил свою каденцию в качестве мэра Хайфы. Это движение со временем стало заметной частью повестки дня правительства Голды Меир.
Студенческие организации, профсоюзы и иные институты гражданского общества вынудили правительство Израиля включиться в комплекс действий, которые, в сочетании с движением солидарности с евреями СССР в странах Запада, западной дипломатией и сионистским движением в самом СССР, в конечном итоге взломали «железный занавес». Мильштейн был не единственным сторонником данной точки зрения. Еще в 2010 году с аналогичными утверждениями выступил другой известный израильский эксперт, доктор Том Сегев, который в своей статье в газете «Гаарец», также основанной на информации, полученной от Йоны Яхава, подробно описал деятельность израильских студенческих организаций в борьбе за советское еврейство.
Очевидно, что Мильштейн, Сегев и их единомышленники оказались абсолютно не правы в своих заключениях, ограничившись общением с непосредственными участниками тех событий, знакомыми лишь с узким пластом студенческой борьбы и вряд ли видевшими картину целиком. Именно это отмечают их оппоненты. Один из них ‑ доктор Йосеф Говрин, в прошлом высокопоставленный чиновник израильского министерства иностранных дел, дипломат, который служил еще в Советском Союзе и был послом в странах Восточной Европы. Перу Говрина принадлежит фундаментальное исследование о советско-израильских отношениях в период между двумя разрывами дипломатических отношений (1953-1967). Говрин, по роду своей деятельности напрямую связанный с борьбой за советское еврейство в шестидесятые годы и потому прекрасно знающий ситуацию, определил картину, представленную в статье Сегева, и полностью повторенную сегодня в статье Мильштейна, как «неточную». В своем письме, направленном в редакцию «Гаарец», Говрин на первое место поставил как раз государство Израиль, которое вело активную борьбу за советское еврейство еще с начала пятидесятых годов, стараясь, впрочем, не афишировать свои действия.
Так, например, по прямому указанию Давида Бен-Гуриона была создана правительственная организация «Натив», известная как «Бюро по связям с евреями Восточной Европы». Рекомендацию глава правительства получил от известных израильских деятелей Реувена Шилоаха, Шауля Авигура, и Йешааяху (Шайке) Дана, и в 1952 году было принято решение о создании государственной структуры, которой поручили сбор информации о евреях Восточной Европы и Советского Союза, поиск способов распространения информации об Израиле среди них и помощь им, в случае надобности, в процессе репатриации в государство Израиль.
Добавим, чту у «Натива» была и еще одна немаловажная функция в годы существования железного занавеса: контакты и координация действий зарубежных общественных организаций, включившихся в борьбу за права советского еврейства. Среди них были и отдельные нееврейские организации, однако, значительный пласт борцов за алию в западном мире представляли именно еврейские общины, структуры и движения. По сути, речь шла о всеобщей сплоченности еврейского народа для борьбы за право евреев СССР на национальное самоопределение, в том числе, право на выезд из страны для репатриации на свою историческую родину. Сотни тысяч, если не миллионы, евреев в разных странах мира внесли свой вклад в реализацию общей идеи, проводником которой было Государство Израиль, а одним из важнейших инструментов ‑ организация «Натив».
Политика памяти в новой реальности
Падение «железного занавеса» в конце 80-х гг., распад СССР в 1991 году, снятие ограничений на выезд и массовая репатриация евреев из СССР и постсоветских государств в 90-е годы прошлого столетия, привели и к изменениям целей и задач израильских и международных организаций, занятых содействием алие. В первую очередь, это коснулось «Натива», в работе которого на первый план выдвинулись проверки соответствию Закону о возвращении для евреев и членов их семей в странах Восточной Европы, Евразии и русскоязычных евреев, проживающих в других странах мира и желающих репатриироваться в Израиль, а также исследовательская деятельность, касающаяся состояния еврейских общих бывшего СССР и руководство сетью действующих в этих странах Израильских культурных центров, знакомящих местное население с различными аспектами жизни израильского общества, современными израильскими достижениями, культурой и историей. В последнее время наметился и ещё один вид деятельности «Натива» ‑ увековечивание исторического и идеологического наследия борцов за алию.
Вступив в должность в августе прошлого года, новая глава «Натива» Нета Брискин-Пелег, поставила перед организацией задачу разработки и продвижения проектов в этой сфере. Презентацией этой идеи стало мероприятие 13 декабря 2018 года, смысл которого был не только в том, чтобы отдать дань уважения активистам подпольного еврейского движения в Советском Союзе и странах коммунистического блока, но также начать просветительскую работу, в результате которой нынешнее поколение израильской молодежи получит представление о героических страницах борьбы за алию, узнает то, что до конца восьмидесятых годов было известна любому израильскому школьнику, любому молодому израильтянину и, тем более, израильтянам старшего поколения.
Шаги, которые следует предпринять, вполне очевидны. Прежде всего, это контакты с израильской системой образования, общественными и молодежными движениями. Молодых израильтян важно познакомить с событиями тех дней и непосредственными участниками борьбы – живыми свидетелями событий. Важно помнить – борьба за алию из СССР и стран Восточной Европы является значимым событием, гордостью всего еврейского народа и государства Израиль.
Сегодня в Израиле существует значительное число организаций, занимающихся изучением истории евреев стран Востока. Это и землячества, и академические исследовательские центры, и многочисленные университетские курсы. Данная тема входит в школьную программу и на неё отводится большое количество часов. К сожалению, подобного нельзя сказать об истории евреев Советского Союза. В израильской академии, многие десятилетия бывшей лидером в этой области, на сегодняшний день изучение истории евреев СССР как отдельная дисциплина не существует. Архивная документация, освящающая различные аспекты борьбы за Советское еврейство, еще не полностью доступна. Советские архивы тех лет, за исключением архивов Украины, в большинстве своем закрыты от исследователей.
Вместе с тем, и в Государстве Израиль находится огромный пласт исторической документации, относящейся к истории евреев Восточной Европы и Советского Союза. Часть лежит в израильских государственных архивах, а часть – в израильских университетских и частных архивах. Многое открыто для доступа исследователей и всех желающих. Отдельное место принадлежит архивам организации «Натив», которая в течение пятидесяти лет от имени государства Израиль возглавляла борьбу за евреев СССР и Восточной Европы. По объективным историческим причинам эти архивы долгие годы были закрыты. Однако невозможно сохранить наследие борцов за алию и сделать его частью национального и общественного израильского дискурса, не открыв доступ к источникам.
В этой связи «Натив» в сотрудничестве с другими израильскими государственными и общественными структурами и организациями инициирует процесс, который позволит израильскому обществу, главным образом, молодежи, не только сохранить память о борьбе за алию из СССР и стран Восточной Европы, но, что не менее важно, сделать ее предметом национальной гордости.