Еврейские общины Китая: от древности до современности
Поделиться
EAJ Policy Papers, No 19 (April 2019)
Впервые о евреях, проживающих в Китае, сообщили мусульманские путешественники в середине IX в. Отсутствие антисемитизма в китайской культурной традиции, поддержка властей (от императоров до руководителей Китайской Республики и Китайской Народной Республики) позволили еврейским общинам Китая пройти долгий и благополучный путь развития. Яркий след оставила и еврейская община Харбина, основу которой составили выходцы из Российской империи. «Культурная революция» (1966 – 1976) разрушила сложившиеся и хорошо адаптировавшиеся общины крупных городов Китая, откуда евреи переезжают в Гонконг и на Тайвань, не входившие в состав КНР. Сегодня еврейская диаспора в Китае сосредоточена в крупных южных городах: Шанхае (где в конце ХХ – начале XXI в. возникла новая еврейская община из сотрудников иностранных фирм, дипломатов, журналистов и бизнесменов), Гуанчжоу, а также Гонконге; влияние диаспоры с установлением суверенитета КНР над этим городом резко выросло.
Впервые о евреях, проживающих в Китае, сообщили мусульманские путешественники в середине IX в. По их сведениям, евреи жили в Поднебесной с «незапамятных времен». До сих пор нет точных исторических данных о том, когда именно в Китай прибыли первые евреи. В китайской историографии принято считать, что первые еврейские купцы приходят их Багдада. Некоторые историки допускают, что евреи впервые пришли в страну «на краю мира» ‑ Китай ‑ еще при династии Чжоу (около VI в. до н.э.); другие считают, что это могло произойти при династии Хань (в I в. н.э.). Исследователи в Китае приводят данные о появлении первых групп еврейских торговцев в Китае в эпоху династии Тан (VIII в. до н.э.) Приходят они по Шелковому Пути. Есть также сведения о присутствии евреев в Китае еще в период династии Хань (206 до н.э. – 220 г. н.э.). Но в эти периоды есть лишь сведения о присутствии евреев в разных княжествах, при этом их пребывание не было связанно с постоянным длительным проживанием. После объединения разрозненных территорий евреи начинают обосновываться в некоторых городах и поселениях императорского Китая. Первая еврейская община появляется в период династии Сун (960 – 1279) в городе Кайфэн. Правители династии Северная Сун дают разрешение на проживание группе евреев в тогдашней столице Китае – Дунцзин (переименованной в Новое время в Кайфэн). Император очень хорошо отнесся к представителям еврейских семей (по легенде их было 70) и дал возможность вести торговлю, финансовые операции, переезжать по стране, обучать детей в еврейской традиции. При этом евреям было разрешено соблюдать иудаизм и придерживаться всех религиозных канонов.
В 1163 г. евреи Кайфэна строят синагогу в самом центре города. На протяжении последующих 100 лет община имеет поддержку со стороны правителей династии Юань (1279 – 1368); в это время синагога была восстановлена. В период династии Мин еврейская община Кайфэна состоит примерно из 500 семей, ее численность возрастает до 4.000 – 5.000 человек. Социальный статус кайфэнских евреев растет и укрепляется. В среде евреев появляются императорские чиновники, крупные торговцы, богатые фермеры, врачи. В конце X в. кайфэнская синагога была перестроена, стала значительно просторнее, внешне напоминая китайскую пагоду и стала называться Храмом чистоты и правды (что говорит о явном и сильном влиянии культуры окружающего населения). В последующие века синагога неоднократно разрушалась (пожарами, при разливах р. Хуанхэ, в ходе антиправительственных мятежей) и вновь восстанавливалась, перестраивалась, реставрировалась – усилиями общинников и при поддержке властей. Но одновременно с этим начинается процесс ассимиляции евреев. При сдаче государственного экзамена на получение должности императорского чиновника евреи должны были сменить свои ивритские имена на китайские; они должны были блестяще владеть китайским языком и носить традиционную китайскую одежду.
В XVII в. евреи Кайфэна начинают устанавливать контакты с евреями из других стран. В последующий период под влиянием западных миссионеров еврейская община Кайфэна приходит в упадок, а многие из ее представителей переезжают в Европу и Америку. При этом необходимо отметить, что в течение многих веков религиозные взгляды и конфессиональная практика кайфэнских евреев соответствовали, в общем, основным положениям иудаизма. Они отмечали еврейские праздники, соблюдали посты в Йом-Киппур и 9-го Ава; почитали субботу как особый, с духовным содержанием день недели (как минимум до середины XIX в.); молились, обращаясь лицом в сторону Иерусалима, – и дома, и в синагоге, где они собирались, по-видимому, раз в неделю (одно из ее названий – Дом еженедельных собраний). Традиция обрезания сохранилась вплоть до начала XX в., детям давали одновременно и китайские, и еврейские имена. В XVII – XVIII вв. среди членов еврейской общины еще было немало знавших иврит – язык Священного Писания, но после смерти (в 1810 г.) последнего кайфэнского раввина ивритская грамотность постепенно была утрачена, равно как «затухало» соблюдение иудейских традиций. Но ритуальный убой животных, некоторые заповеди, связанные с приготовлением и употреблением пищи, соблюдались как минимум до середины XIX в. Однако время, оторванность от еврейских общин в других странах, мощное ежедневное, в течение многих веков, влияние конфуцианской культуры делали свое дело. Китайское культурное воздействие неуклонно нарастало. Оно стало особенно значительным после 1420 г., когда кайфэнским евреям за заслуги перед правившим императором было даровано право принимать китайские фамильные имена.
В династии Мин император подписал указ о культурной ассимиляции евреев Китая, им были даны права на присвоение фамилий Ай, Гао, Чжао, Чжан, Ли, Ши, Цзин (по китайской традиции существует около 100 наиболее распространенных фамилий, которые приобретались при разных условиях, в т.ч. в силу определенных исторических процессов. Но в начале правления династии Мин приобретение иностранцами китайских фамилий не поощрялось). Евреи все чаще стали жениться на китаянках (причем, как и китайцы, некоторые имели нескольких жен), одевались и говорили по-китайски, бинтовали ноги девочкам, носили косички, усваивали традиции и нормы конфуцианской культуры. Постепенно еврейская община Кайфэна интегрировалась в китайскую культуру. Но и сегодня в Кайфэне сохранилось и культурное наследие первой еврейской общины Китая и ее представители.
В период династии Тан (618 – 907 гг. н.э.) появляется еврейская община в Сиане. Здесь евреи занимаются в основном торговлей и ремеслом. Вместе с евреями в Сиань приходят и арабы-мусульмане из Багдада. Считается, что эти две этнические группы сформировали народность Хуэй. Подавляющее большинство хуэйцев сегодня исповедуют ислам. Арабские, персидские, китайские источники последующих столетий свидетельствуют, что евреи (торговцы, ремесленники) на протяжении XI – XV вв. жили в Пекине, Ханькоу и других городах; причем это были не отдельные поселенцы, а полноценные общины, со своим особым обликом, своей жизнью. Итальянский путешественник Марко Поло, проживший в Китае около 17 лет (в последней четверти XIII в.), обратил внимание не только на их роль в торговле, но и на политическое влияние этих общин. Упоминания о евреях имеются в китайских летописях XIV в. К этому же периоду относятся сведения о них в записках арабского путешественника Ибн Баттуты. Однако после XIV в. какие-либо сообщения о данных общинах прекращаются. Возможно, по каким-то причинам евреи из этих городов мигрировали в другие края; возможны и иные варианты. Так что остается лишь констатировать факт: с XV в. упоминаний об этих общинах нет. Исключением стали лишь община в Кайфэне (провинция Хэнань) и небольшая еврейская группа в Нинбо, портовом городе южнее Шанхая. Представителей именно этих общин называют китайскими евреями.
После обоснования в Кайфэне евреи постепенно переезжают в Куньмин, Чэнду, Нанкин, Сиань, Тяньцзин, Чунцин, Харбин. В настоящее время значительного числа евреев, проживающих в этих городах нет. Например, до начала XX в. еврейская община Чэнду была довольно многочисленная и влиятельна. Однако сегодня лишь один житель города признает себя евреем. При этом в городе сохранены значительные по своей исторической и культурной ценности архитектурные постройки, возведенные представителями еврейской общины. В исторической части города можно увидеть не большой, но очень красивый еврейский квартал с жилыми домами, магазинами, синагогой. К сожалению, к использованию в еврейской культуре и быту эти строения сегодня не имеют никакого отношения.
В истории нового Китая, после Синьхайской (буржуазной) революции 1911 года, евреи активно включаются в формирование нового государства.
Особенно яркой в культурном, экономическом и политическом аспектах становится еврейская община Харбина, основу которой составили выходцы и Российской империи. В 20-е в Харбине была «богатая еврейская колония, во главе которой стоял популярный доктор Кауфман. Это была колония крупных предпринимателей, концессионеров, банкиров, владельцев контор, мельниц, складов. Харбинские евреи стали играть значительную роль в финансовой сфере: они владели 3 банками, один из которых (Еврейский банк) существовал вплоть до 1959 года. В 1908 ими был создан первый в Маньчжурии сахарный завод. В совокупности ими было основано более 500 предприятий пищевой промышленности. В Харбине было основано 2 синагоги, закрывшиеся в 1950-1960 гг., несколько высших еврейских учебных учреждений, общественная библиотека, больницы и редакции газет. В городе устраивали культурные мероприятия: приглашали музыкантов, организовывали школы, проводили спектакли и концерты на идиш, выпускали газеты. Ашкеназские евреи из России приезжали в Китай с 80-х гг. XIX в. из-за роста антисемитизма в России и Восточной Европе. Тысячи российских евреев в это время иммигрируют во Внутреннюю Монголию и Северный Китай. Строительство КВЖД, русско-японская война, революции 1905 и 1917 гг. усилили процесс иммиграции евреев из России в Китай (в 1903 г. численность евреев Харбина составляет 300 человек, в 1914 г. – 5.5 тыс., в 1920 г. ‑ 25 тыс. человек). В начале они жили преимущественно в Харбине и прилегающих городах, где основали самую большую на Дальнем Востоке еврейскую общину. В период своего расцвета еврейская община Харбина насчитывала 25 тыс. человек. В городе действовали две синагоги, были организованы еврейские учебные заведения, открыто еврейское кладбище. После японского вторжения в Северный Китай евреи переехали на юг в Тяньцзин, Шанхай и Циндао. В этих городах, а также в Нинбо и Сянгане, формируются международные сеттльменты, важную роль в которых играют евреи. Для ашкеназских евреев из России Китай становится вторым родным домом. Самой большой на тот момент становится еврейская община в Шанхае. В 1907 г. была построена синагога Охель Моше (сегодня в ней находится Шанхайский музей еврейских беженцев). Самая большая на Дальнем Востоке синагога Охель Рахель была возведена также в Шанхае семьей Сассон.
С началом Опиумной войны (1847) ашкеназские евреи из Великобритании и других стран Европы приезжают в Гонконг. Наибольший вклад в экономическое развитие Китая в новое время внести еврейские семьи Сассун, Эзра, Кадури, Хардун, Тэг в Сянгане (Гонконг) и Шанхае. Представители этих семей организовали и возглавили еврейскую общину в южных провинциях Китая. В Сянгане было основано еврейское кладбище, построены две синагоги. На деньги семьи Кадури был основан еврейский клуб, куда принимали всех евреев независимо от происхождения и богатства. В начале XX в. с развитием бизнеса еврейская диаспора увеличилась. Из-за гражданской войны в Китае многие евреи перебрались в Сянган, где было безопасно. Многие евреи до сих пор живут здесь, кто-то переехал навсегда, кто-то приезжает на несколько лет по работе. Сянган является единственным городом, в котором сегодня есть значительная еврейская община в Китае.
В годы Второй мировой войны Чан Кайши (президент партии Гоминьдан, председатель Национального правительства Китайской Республики с 1943 по 1948 гг.) издает указ, в соответствие с которым Китай принимает еврейских беженцев из Европы. До 1935 г. в Тяньцзине проживло 3.5 тыс. евреев. С 1933 по 1941 гг. Шанхай принял более 30 тыс. еврейских беженцев из Европы. Вместе с именами Шиндлера, Валенберга, Сугихары Шанхай по праву претендует на звание спасителя евреев в период Холокоста.
Заключительной группой еврейских беженцев, сумевших спастись в Китае, были 300 польских учеников ешивы Мир, которая стала единственной европейской ешивой, сохранившейся после Второй мировой войны. В 1939 г. ученики ешивы сумели перебраться из Польши в Литву, где получили транзитную визу от генерального консула Японии в Ковно, Тиунэ Сухихара. С этими визами ученики ешивы, раввины и другие евреи смогли благополучно добраться до Японии, откуда они прибыли в Шанхай в 1941 г. После оккупации Японией Шанхая поток средств, поддерживающих еврейских беженцев, прекратился. Японцы также наложили ограничения на свободное проживание евреев без документов, выделив специальный район Хункоу для беженцев. Хотя условия жизни в этом районе были очень трудными, большинство еврейских беженцев смогли пережить Холокост в Шанхае. После окончания Второй мировой войны евреи из Шанхая переезжают в Израиль, Северную Америку, Австралию.
С момента образования Китайской Народной Республики в 1949 г. еврейские общины начинают расширяться в Куньмине, Нанкине, Чэнду. Ашкеназские евреи из России сыграли значительную роль как в формировании новой культуры в Китае, культуры, основанной не столько на национальной, сколько на западной традиции, так и в установлении прочных связей между Китаем и государством Израиль, а также между Китаем и Россией. После образования Израиля часть еврейской общины Китая репатриируется в Эрец-Исраэль или переезжает в другие страны. Особенно много евреев уезжает из Китая в период «культурной революции» (1966 – 1976). Преимущественно уезжают евреи-выходцы из России, часть из них возвращается назад в СССР. Оставшиеся евреи из крупных городов Китая, где уже были сложившиеся и хорошо адаптировавшиеся общины, переезжают в Гонконг и на Тайвань, не входившие в состав КНР.
Сегодня еврейская диаспора в Китае сосредоточена в крупных южных городах: Шанхае, Гуанчжоу, Гонконге. Также евреи проживают в Пекине (в основном это иностранцы, приезжающие в Китай в качестве иностранных экспертов или сотрудников крупных международных кампаний). Небольшая еврейская община по-прежнему сохранилась в Кайфэне. И лишь один житель Чэнду признает себя последователем иудаизма. В КНР действует 7 синагог (в Пекине, Кайфэне, Шанхае, Гонконге, Гуанчжоу). Также есть синагоги, признанные культурным наследием Китая и сохранившиеся как музеи или исторические здания (в Шанхае, Харбине, Чэнду).
С приобретением суверенитета КНР над Гонконгом в 1997 г. еврейская диаспора Гонконга вновь становится наиболее влиятельной. Хотя ее численность не велика (около 3.000 человек), влияние на экономическое и культурное развитие города огромно. Среди представителей еврейской общины Гонконга есть как потомки евреев, приехавших из Британской империи еще в XIX в. и еврейских переселенцев из Шанхая, Тяньцзина и Харбина, так и вновь приехавшие евреи-уроженцы Израиля, США, Канады, Австралии, Великобритании, других стран Европы. В 1995 году рядом с синагогой Охель Леа (построенна семьей Сассун в 1881 г.) был построен большой Еврейский общественный центр, заменивший собой старый Еврейский клуб. В этот центр въехала Объединённая еврейская конгрегация Гонконга, после чего религиозные церемонии стали проводиться в аудитории центра. В 1998 года синагога Охель Леа открылась после капитальной реконструкции, которая вернула ей оригинальный вид.
В конце XX – начале XXI в. в Шанхае возникла новая еврейская община. Ее члены – сотрудники иностранных фирм, дипломаты, журналисты, бизнесмены. Еврейское население Шанхая сегодня насчитывает около 1.500 человек. В настоящее время восстановлена синагога Охель Рахель. Кроме нее религиозные службы проводятся в одном из отделений Хабада. Действует городской еврейский центр с библиотекой, учебным центром для взрослых, минимаркетом, залами для субботних молитв и субботних трапез. Здесь проводят образовательные программы для детей, организуют общинные праздники.
История еврейских общин Китая демонстрирует не только яркий пример стойкости ее представителей, сумевших сохранить свою религию, культуру, свою национальную самобытность в условиях сильного инородного влияния, но и пример благожелательного отношения представителей иных народов к еврейской нации. Отсутствие антисемитизма в китайской культурной традиции, поддержка властей (от императоров до руководителей Китайской Республики и Китайской Народной Республики) позволили еврейским общинам Китая пройти долгий и благополучный путь развития.