Старые еврейские кладбища бывшего СССР: итоги, необходимость и перспективы исследований

Share

EAJ Policy papers, No 23 (30 June 2019)

Старые еврейские кладбища являются одним из важнейших памятников материальной и духовной культуры различных еврейских субэтнических групп бывшей черты еврейской оседлости Российской империи. К сожалению, в настоящее время большая часть этих памятников находится в бедственном положении. По сути, документация и фиксация еще сохранившихся эпитафий и изобразительного материалаостается едва ли не единственным способом сохранения этих памятников для потомков. Работы такого рода были начаты более 30 лет назад, но большая часть из них так и не была доведена до конца. Лишь в последние годы получили развитие (в частности, при поддержке ЕАЕК) несколько масштабных исследовательских проектов, продолжение которых дает надежду на то, что эта работа, результатом которой являются уникальные данные, позволяющие прояснить многие вопросы культурологии, еврейской истории, социологии, генеалогии, литературы и другие сюжеты такого рода, будет, наконец, выполнена.

Многовековая история различных еврейских субэтнических групп Украины оставила многочисленные памятники материальной и духовной культуры, и одними из важнейших памятников являются еврейские кладбища. К сожалению, в настоящее время большая часть старых еврейских кладбищ находится в чрезвычайно бедственном положении. Помимо естественного упадка, целенаправленное разрушение еврейских кладбищ производилось как германскими национал-социалистами в годы Второй мировой войны в отдельных регионах Украины, так и – более масштабно – советскими коммунистами в послевоенный период), и разрушение их продолжается. Едва ли не единственным способом сохранения этих памятников для потомков является их документация и фиксация еще сохранившихся эпитафий и изобразительного материала. Попытки каталогизации еврейских кладбищ на территории Украины начались три десятилетия назад, но большая часть из них так и не была доведена до конца. Тем не менее, в последние годы получили развитие (в частности, при поддержке ЕАЕК) несколько масштабных исследовательских проектов, продолжение которых дает надежду на то, что эта работа будет, наконец, выполнена.

Пионером исследования еврейских кладбищ Украины был караимский собиратель древностей Авраам Фиркович (1787 – 1874), который с 1839 г. в течение нескольких десятилетий занимался изучением крымских некрополей Чуфут-Кале, Мангупа, а также Евпатории, Феодосии (Кафы) и Старого Крыма (Солхата). В 1872 г. он опубликовал 769 эпитафий, древнейшая из которых была датирована Фирковичем 6 г. н. э.

Около 200 эпитафий с кладбища в Чуфут-Кале, несколько десятков с кладбища Мангупа и несколько эпитафий с остальных кладбищ были Фирковичем подделаны (в основном, даты исправлены на более древние) с целью доказать российскому правительству, что предки крымских караимов появились в Крыму до христианской эры и таким образом не несут «ответственности» за распятие Иисуса. (Заметим, что цели своей Фиркович добился – с караимов были сняты все ограничения, которым подвергалось еврейское население Российской империи; в дальнейшем развитие исторических концепций Фирковича следующими поколениями деятелей караимского национального возрождения способствовало тому, что в годы Шоа караимам удалось избежать общей трагической участи европейского еврейства). Открытия Фирковича вызвали бурную и продолжительную полемику, начало которой положили выдающиеся российские гебраисты Даниэль Хвольсон и Авраам Гаркави. В 1878 и 1881 гг. Хвольсон также активно работал на кладбище Чуфут-Кале.

На рубеже XIXи XXвв., продолжая традиции еврейского Просвещения по изучению еврейского наследия Восточной Европы, предпринимаются первые попытки исследования еврейских кладбищ материковой Украины – Бердичева, Острога, Львова и других городов (отметим, что многие из опубликованных в этот период надписейв настоящее время уже не существуют). В начале 20 века по следам этнографических экспедиций С. А. Ан-ского художники С. Юдовин и М. Малкин издали альбом, основанный на материале еврейских резных декорированных надгробий Украины. В дальнейшем на протяжении нескольких десятилетий еврейские надгробия Украины и Молдовы изучал и фотографировал художник Давид Гоберман. Понятно, что, за едва ли не единственным исключением Д. Гобермана, в советское время (вплоть до рубежа 1970-80-х гг.) изучение еврейских кладбищ Украины фактически прекратилось. В межвоенный период продолжались отдельные исследования некоторых кладбищ Галиции, находившейся в то время под властью Польши, в частности, Львова и Галича.

После Шоа и гибели большей части еврейских общин на оккупированной нацистами территории подавляющее большинство еврейских кладбищ окончательно приходит в упадок, а многие из них в военный и послевоенный период уничтожаются. Лишь в последние годы советской власти полевые исследования еврейских кладбищ начинают возрождаться. Как и в XIXв., эти работы начинаются в Крыму, где, при поддержке мангупской археологической экспедиции А. Герцена, эпизодические исследования кладбищ Чуфут-Кале и Мангупа проводили М. Елизарова, Н. Бабаликашвили, Е. Мещерская, А. Хосроев, Н. Кашовская, М. Макушкин (Эзер).

В 1980-х гг. энтузиасты из числа участников подпольного еврейского движения начинают поездки на еврейские кладбища Западной Украины. С распадом СССР и созданием еврейских ВУЗов эта работа начинает принимать систематический характер. В 1990 – 1997 г Петербургский еврейский университет (с 1998 г. – Петербургский институт иудаики) проводит целый ряд экспедиций (партнером в их проведении с 1992 г. становится Центр еврейского искусства Еврейского университета в Иерусалиме), руководителями и активными участниками которых были И. Дворкин, Б. Хаймович, В. Дымшиц, М. Носоновский, М. Брук и другие. В ходе экспедиций были частично описаны практически все наиболее интересные и старые еврейские кладбища Украины, такие как Меджибож, Сатанов, Вишневец, Болехов, Броды, Бучач, Кременец, и другие. При этом, хотя по материалам экспедиций издано много ценных научных работ, до настоящего времени далеко не весь эпиграфический материал опубликован.

В середине 1990-х гг. под эгидой Ваада Украины была предпринята первая попытка составить базу данных всех еврейских кладбищ страны, но результаты этих исследований также в значительной мере остались неопубликованными.

Современная ситуация

Систематическое изучение крымских еврейских кладбищ начинается в 1996 г. В период с 2004 по 2009 гг. коллектив исследователей и студентов, объединенный Международным центром еврейского образования и полевых исследований, под руководством А. Федорчука осуществил полное описание и каталогизацию древнейшего в Украине еврейского кладбища, расположенном рядом с «пещерным городом» Чуфут-Кале в 2 км от Бахчисарая. Всего на кладбище насчитывается около 7000 надгробных камней, из них около 3420 имеют эпитафии. Древнейшие сохранившиеся памятники относятся к 1364 и 1387 гг., самые поздние – к ХХ веку (есть также несколько кенотафов, установленных в XXIвеке)[1]. Описание второго по древности кладбища региона, также расположенного в Крыму, рядом с «пещерным городом» Мангуп в 17 км от Бахчисарая, было начато в 1980-х годах М. Эзером (Макушкиным) и Н. Кашовской. Эти работы были завершены в ходе экспедиций начала XXI в. На кладбище насчитывается более 1000 надгробий, из которых 222 содержат эпитафии, датируемые 1444 – 1777 гг. Параллельно с эпиграфическими работами c начала XXI в. проводились археологические исследования комплекса мангупского еврейского квартала и неотложные работы с целью археологической консервации раскопанного синагогального комплекса.В 2014 – 2018 гг., несмотря на сложности, вызванные политической обстановкой российско-украинского конфликта, в том числе, вокруг вопроса о суверенитете над АР Крым, продолжались ежегодные экспедиции на Мангуп, в ходе которых проводился мониторинг состояния памятника. А начиная с 2017 г. были продолжены спасательные и консервационные мероприятия, которые, в случае их завершения, позволят сохранить этот уникальный археологический объект и интереснейший туристический памятник.

Другим регионом, имеющим себе мало равных в Украине и Восточной Европе в целом по количеству в той или иной степени сохранившихся еврейских кладбищ, является Закарпатье. Это объясняется рядом причин. Во-первых, в Закарпатье в XIX в. сложилось огромное количество небольших сельских общин (закарпатские евреи зачастую занимались сельским хозяйством, лесозаготовками и т. п.), почти каждая из которых имела свое кладбище, и многие из них были расположены в довольно труднодоступных местах, что спасло часть кладбищ от разрушения в послевоенный период. Во-вторых, в годы Второй мировой войны Закарпатье находилось под венгерской оккупацией, и массового уничтожения еврейского населения на его территории не происходило. Депортации еврейского населения начались только весной 1944 г., и некоторому количеству закарпатских евреев (по оценкам, не более 15000 из более чем стотысячного довоенного населения) удалось выжить. Большинство из них после войны и оккупации Закарпаться Советским Союзом не вернулись в регион, но некоторые все же возвращались, и в ряде городов и сел еврейская жизнь продолжалась и в советский период. Наконец, многие из закарпатских евреев, кому удалось спастись, и их потомки приезжали посетить родные места уже после провозглашения независимости Украины и в ряде случаев финансировали восстановление и огораживание кладбищ, а также уход за ними.

В 2010 – 2015 гг. под эгидой и при поддержке проекта «Ло Тишках» (2010 – 2011 гг.) и Европейской инициативы по еврейским кладбищам (ESJF 2015 г.; координатор обоих проектов – Я. Яновер), а также при поддержке Ваада Украины и ЕАЕК было проведено пять экспедиций под руководством А. Федорчука, в ходе которых было описано более 200 кладбищ Закарпатской области. (Надгробия XVIII в. сохранились в Виноградове, в том числе на могиле р. Ицхака Баруха, отца р. Шнеура Залмана из Ляд, основателя Хабада, а также в Липче, Берегове и Ужгороде, а надгробия XIX в. сохранились более чем в 150 городах, поселках и селах).

Изучение еврейских кладбищ Закарпатья дало исследователям уникальный материал, который позволяет, в частности, ответить на вопрос о времени и предположительных путях появления еврейских общин в регионе, до сих пор остававшийся предметом дискуссий. Например, эпиграфические данные не подтверждают ни «сефардскую» теорию, согласно которой евреи-сефарды появляются на территории Закарпатья уже в XVII в. в период османского владычества в Трансильвании, ни сообщения письменных источниках о еврейских общинах первой половины XVIII в., однако достаточно подробное косвенное подтверждение дают данные немногочисленных письменных источников о двух основных волнах миграции во второй половине XVIII – XIX вв.: начиная с середины XVIII в. на закарпатские равнины из центральных областей Венгерского королевства (находившегося с 1526 г. под властью австрийских Габсбургов), и через Карпаты из Галиции, после ее присоединения к империи Габсбургов в результате первого раздела Польши в 1772 г., когда граница между Закарпатьем и Галицией почти на полтора века становится прозрачной. Данные эпиграфических источников дают возможность предположить, что еврейская миграция из Галиции уже в конце XVIII в. происходила вначале по основному торговому пути через Верецкий перевал, затем – через Вышковский (Торуньский) и Ужокский (на западе региона) перевалы, и, видимо, только ближе к середине XIX в. начинается продвижение через Яблунецкий перевал (на востоке).

Еще один важный для изучения и сохранения еврейских памятников, и меморализации жертв Катастрофы европейского еврейства регион – Северная Буковина и северная Бессарабия, где летом 2016 г. под эгидой и при поддержке Ваада Украины было проведено две экспедиции под руководством А. Федорчука. В ходе экспедиций в Черновицкой области было обследовано 88 объектов в 65 населенных пунктах. Среди них – 35 еврейских кладбищ (из них 5 – снесенные), 50 мест массового захоронения и 3 деревни с отдельными еврейскими захоронениями (Бочковцы, Каменка, Петричанка). На кладбище Садгоры (ныне – в черте города Черновцы), уцелели надгробия XVIII в., еще на 24 кладбищах – надгробия XIXв.Нельзя исключать существование других снесенных кладбищ, но пока наши поиски результата не дали. На месте снесенных кладбищ необходимо установить памятные знаки (как это сделано в Вижнице и Берегомете). Практически в совершенно заросшем состоянии находятся десять кладбищ. В Кицмани кладбище расположено во дворе многоэтажных жилых домов и используется как свалка, а в Веренчанке три сохранившиеся мацевы находятся среди захоронений более позднего православного кладбища.

В августе 2016 г. экспедиция под руководством Б. Хаймовича в рамках проекта «Еврейская Галиция и Буковина» (исп. директор – И. Лурье) проводила работы по каталогизации еврейского кладбища в Вижнице. В ходе экспедиции описано более 2000 надгробий, древнейшие из которых датируются 1863 г.

Изучение еврейских кладбищ Черновицкой области дало в руки исследователей значительный материал, позволяющий дополнить наши представления о еврейской истории региона. Наибольший интерес представляют кладбища крупных хасидских центров – Садгоры и Вижницы, – а также Хотина. Необходимо учитывать, что Черновицкая область создана после оккупации в 1940 г. Советским Союзом ряда регионов Румынии путем объединения северных районов Буковины, северных районов Бессарабии, а также области Герца, поэтому для создания более подробной картины миграций еврейского населения в этих регионах необходимо сравнение полученных результатов с эпиграфическими данными с кладбищ южной Буковины (Румыния) и примыкающих районов Бессарабии (Молдова).

Крайне насущной в научном и общественном понимании темой остается описание и завершение формирования базы данных еврейских кладбищ украинской Галиции (для чего необходимо завершение описания кладбищ Тернопольской и Львовской области), а также Закарпатья, северной Буковины и северной Бессарабии. Более 10 кладбищ Ивано-Франковской и Тернопольской областей полностью описаны под руководством Б. Хаймовича в 2006-2018 гг. в рамках проекта «Еврейская Галиция и Буковина». Летом 2017 г. под эгидой и при поддержке Ваада Украины было проведено две экспедиции под руководством А. Федорчука, в ходе которых был обследован 101 объект в 52 населенных пунктах Ивано-Франковской области: 53 еврейских кладбища (из них 25 – снесенные) и 48 мест массового захоронения. Надгробия XVII в. сохранились в Болехове, Солотвине, Яблонове, Рогатине, XVIII в. – еще на 13, и ХIX в. – еще на 8 кладбищах. В апреле – июне 2018 г. И. Юрченко осуществил описание еврейского кладбища в Бурштыне и в настоящее время готовит к печати каталог этого кладбища. Летом 2018 г. И. Юрченко совместно с М. Носоновским опубликовал каталог раббанитского кладбища в Галиче. Под руководством М. Осборн в последние годы продолжались также работы по исследованию еврейских кладбищ Рогатина. Наконец, в июле 2018 г. под эгидой и при поддержке Ваада Украины была проведена экспедиция под руководством К. Малаховой и А. Фишель, задачей которой было описание и каталогизация еврейского кладбища в Бережанах (Тернопольская область).

С точки зрения исторических данных, наибольший интерес из еврейских кладбищ Ивано-Франковской области представляют кладбища XVII в. Так, именно наиболее старые надгробия на кладбище Болехова являются свидетельством того, что еврейская община появляется в городе на самой заре его истории (Болехов получает статус города в 1612 г.). На болеховском кладбище сохранились могилы целого ряда важных персонажей еврейской общины города, в частности, мемуариста и переводчика Дов-Бера Биркенталя (1723 – 1805), а также его жены, эпитафия которой, по всей видимости, написана самим Дов-Бером. Немалый интерес представляет караимское кладбище Галича – одно из немногих сохранившихся в Восточной Европе караимских кладбищ, сравнение материалов которого с эпиграфическим материалом из Чуфут-Кале, Мангупа и Тракая (Литва) дает немало важных данных по истории восточноевропейских караимских общин.

Итак, изучение и фиксация еврейских надгробий Украины и других районов бывшей черты еврейской оседлости Российской империи, предоставляет исследователям уникальные данные, которые позволяют не только прояснить многие вопросы еврейской истории (в первую очередь, вопрос о миграции еврейского населения на те или иные территории). Эпитафии содержат также важную генеалогическую информацию (в том числе, информацию о важных персонажах еврейской истории). Некоторые эпитафии представляют собой интересные литературные памятники, до сих пор малоизученные. Уникальными примерами еврейского декоративного искусства являются также изображения на надгробных памятниках. Массовость еврейских эпитафий позволяет использовать их в разнообразных социологических исследованиях.

К сожалению, разрушение еврейских кладбищ – процесс непрерывный. Во многих случаях единственный способ сохранить те уникальные памятники, которые сохранились к настоящему времени, – это максимально подробно зафиксировать их. Составление полной базы данных еврейских кладбищ Украины – важнейшая исследовательская задача, решение которой, при наличии соответствующих ресурсов, реально завершить в ближайшие годы.

[1]Fedorchuk A., Shapira D., Vasyutinsky-Shapira D. Tombstone Inscriptions from the Jewish-Karaite Cemetery of Cufut-Qal’eh, the Crimea. Vol. I: The Oldest and Forged Inscriptions. Leiden, 2020, forthcoming.

Автор
×
Latest Posts