Загрузка

Государство и общество Еврейская идентификация и идентичность Международные отношения Постсоветское пространство Современность Статьи Топ

Еврейские общины Азербайджана: особенности формирования идентичности в условиях мультикультурного общества

Поделиться

Euro-Asian Jewish (EAJ) Policy papers, No 40

Своеобразие еврейской общины Республики Азербайджан, объединяющей три субэтнические группы (горскую, грузинскую и ашкеназскую), заключается в ее особой идентичности. Специфика последней определяется тесной взаимосвязью с государством рождения, проявляющейся не только на уровне владения языком, но и сильным чувством сопричастности с политическими процессами внутри государства и вокруг него, а также включенностью в его историю, что подчеркивается как самими представителями общин, так и на официальном уровне. Помимо этого, азербайджанское еврейство представляет собой модель мирного совместного проживания еврейского населения не просто в мультикультурном обществе, но в стране с преобладающим мусульманским населением. Все это создает условия для дальнейшего развития еврейской общинной жизни в стране, а также позволяет содействовать укреплению отношений Иерусалима и Баку.


В контексте исследований, посвященных еврейскому населению Евро-Азиатского региона,  возрастает потребность в анализе опыта общин бывших союзных республик с целью выявления специфики их субэтнической идентичности в сравнении с коллективными представлениями о русскоязычном еврействе бывшего СССР в целом. Обращение к Азербайджану продиктовано различными аспектами, включая значительное количество выходцев из республики, ныне проживающих в Израиле, которые сохранили тесную связь со страной рождения, проявляющуюся в языке и культурных особенностях, а также поддержке государства на фоне эскалации конфликта с Арменией. Актуализация армяно-азербайджанской проблемы играет особую роль еще и потому, что отражается на положении еврейского населения сразу двух евро-азиатских общин.

Мультикультурная община

Мультикультурализм является одной из основ государственной политики Азербайджан, что отличает его от многих республик бывшего СССР, которые после обретения независимости сделали ставку на национальные идеологии в процессе государственного строительства. Последнее предопределило и положение еврейского населения на территории страны, которое на своем примере доказывает отсутствие притеснений по национальному или религиозному признаку. Кроме того, Азербайджан – государство с преобладающим мусульманским населением несмотря на официальный светский характер. Данный факт позволяет республике говорить о том, что на ее территории был успешно реализован принцип мирного совместного проживания мусульман и иудеев. Причем речь очень часто может идти не о соседях, а о членах одной семьи.

Традиционно подчеркивается, что евреи приняли активное участие в процессах становления и развития независимого Азербайджана после распада СССР, а также в защите его территориальной целостности. Так, в событиях т.н. «черного января» 1990 г. – в массовых протестах оппозиции, подавленных силами союзного центра из порядка 170 погибших шестеро были евреями, при том, что еврейское население страны составляет не более 1 % от общей численности[1]. Мало того, в отличие от, к примеру евреев Латвии, в Азербайджане им не нужно доказывать факт сопричастности к ключевым событиями истории страны, поскольку принцип мультикультурализма, на который опирается государство, не позволяет это оспаривать.   

Количественные данные о еврейском населении Азербайджана серьезно разнятся. Как в израильских, так и в азербайджанских источниках встречается цифра, равная 30 тыс. человек[2]. Всемирный еврейский конгресс, основываясь на исследовании демографа из Еврейского университета в Иерусалиме С. Делла Пергола, пишет о 7,8-16 тыс. человек[3]. Ашкеназский раввин Баку Шнеур Сегал говорит о 15-20 тыс. только в азербайджанской столице. В целом такая ситуация распространена на пространстве бывшего СССР, где довольно часто собственные данные общинных организаций заметно отличаются от показателей переписей населения. В первом случае подсчет, как правило, ведется по среднему количеству участников общинных мероприятий. Кроме того, большое значение имеет знание человека о своих корнях, а также его самоидентификация. Обилие смешанных браков, как отмечалось выше, приводит к тому, что к еврейской традиции семья или отдельные ее представители могут вернуться через несколько поколений.

Самой значительной по численности этнолингвистической группой являются горские евреи, которые первыми обосновались на территории современной страны более 2 тыс. лет назад. В XIX в. в Азербайджане наметилась тенденция роста численности ашкеназких евреев, которые сегодня являются второй по численности субэтнической группой, насчитывающей несколько тысяч человек. Наконец, грузинские евреи, первые упоминания о которых относятся к XVIII в. Их сегодня в стране порядка 700 чел. Организационно эти субэтнические группы образуют разные структуры, которые поддерживают между собой дружественные контакты. При этом праздники или программы для молодежи представители разных общин могут посещать общие. Так, в Баку при превалирующем горском еврейском населении организатором мероприятий выступает, как правило, община ашкеназов. 

Важной тенденцией еврейской жизни в Азербайджане является сильная вовлеченность детей, подростков и молодежи, для которых еженедельно проводится отдельная программа. Ш. Сегал говорит, только в этом году, несмотря на коронавирусную инфекцию и иные проблемы заявки на участие в мероприятиях молодежного центра для аудитории 18-28 лет подали порядка 90 человек. Средняя же постоянная их аудитория – более 200 человек.

Впрочем, Азербайджан известен не только смешением населяющих его народов. В Губинском районе, находящемся на севере страны, расположен поселок Красная Слобода. Он известен тем, что является одним из двух в мире населенных пунктов с преобладающим еврейским населением за пределами Израиля. Сегодня там проживает около 3-3,5 тыс. представителей общины горских евреев. Второе знаковое место – Привольное в Джалилабадском районе на юго-востоке, знаменитое компактным проживанием геров и субботников.  

Евреи и армяно-азербайджанский конфликт

Эскалация конфликта в Нагорном Карабахе сначала в июле, а затем в сентябре 2020 г, ставшая наиболее ожесточенной за последние годы, а точнее после подписания в 1994 г. Бишкекского протокола, отражается на различных аспектах региональной и мировой политики. Впрочем, пожалуй, наиболее опасным здесь является то, что самыми уязвимыми для любых боевых действий становятся люди. В контексте настоящего обзора – еврейские общины Евро-Азиатского региона. 

История евреев Азербайджана является неотъемлемой частью истории страны, а потому конфликт для них – это важное проявление патриотизма, переживания за государство, в котором родился, а следовательно – элемент идентичности. Национальным героем Азербайджана считается Альберт Агарунов – танкист, доброволец, участник Карабахской войны, родившийся в еврейской семье в поселке Амирджан. Известно интервью А. Агарунова, данное незадолго до гибели в 1992 г. под Шушей, в котором, говоря о мотивах, побудивших, цитируя вопрос журналиста, «еврея защищать землю Азербайджана», он ответил: «Я здесь родился, я живу на этой земле, ничто другое меня не заставляет»[4]. В ноябре 2019 г. в Баку был торжественно открыт памятник Национальному герою Азербайджана, двумя годами ранее состоялась презентация фильма об А. Агарунове.

Важно подчеркнуть, что такая позиция свойственна не только тем, кто принимал непосредственное участие в конфликте. Схожие высказывания о том, что Азербайджан – это страна их рождения, с которой они готовы разделить и радости, и боль, делают раввины, общественные деятели и простые граждане. Соответственно, речь идет не о попытках влиятельных лиц оказать воздействие на аудиторию, а о том, что восприятие конфликта как части трагедии своей страны прочно укоренилось в идентичности.

Помимо идентичности в рамках рассмотрения данного аспекта важна оценка угрозы, представляемой для еврейского населения Евро-Азиатского региона эскалацией насилия. Об этом нередко говорят в Ереване, однако с азербайджанской стороны данный факт воспринимается с большим скепсисом. Это объясняется тем, что на начальном этапе подчеркнутый факт насилия против не только армянского населения, но и других этнических групп Нагорного Карабаха, в том числе евреев, должен был способствовать привлечению внимания международного сообщества, прежде всего США через армянское и еврейское лобби[5]. При этом как утверждал политолог, глава Центра политических инноваций и технологий М.Ахмедоглу, «евреи в Карабахе не жили никогда»[6].

Есть и иная точка зрения, представленная турецким политологом С.Лачинером. В соответствии с ней, евреи в большинстве своем покинули Карабах еще в 1970 именно под давлением армян. Те же, кто остался, а их было, по мнению эксперта, не более 30 человек, продолжали подвергаться притеснениям. Обусловливались антисемитские настроения, по его словам, недовольством армян сотрудничеством Израиля с Азербайджаном и Турцией, исходя из чего еврейское население воспринималось как враждебное, а также стремлением сделать Карабах мононациональным[7].

Разумеется, каждая из приведенных версий в серьезной степени продиктована позицией страны, которую представляют названные эксперты. Однако нельзя не учитывать того факта, что Армения действительно упрекает Израиль за сотрудничество с Азербайджаном до сих пор, хотя по сравнению с 1990-ми гг. общая геополитическая ситуация заметно трансформировалась. Прежде всего, это касается взаимоотношений Иерусалима и Анкары. На первое место, как кажется, вышел двусторонний азербайджано-израильский трек, где развитию различных направлений содействует еврейская община республики и сообщество выходцев из нее в Израиле, чем Армения похвастаться не может, а потому упор делается на историческую общность народов. При этом армянская еврейская община крайне малочисленна, хотя, справедливости ради, нельзя не отметить, что есть свидетельства наметившейся тенденции возвращения еврейского населения в республику.

Отношения с Израилем и репатриация

Вопрос переселения азербайджанских евреев из страны рождения на историческую Родину также в некоторой степени оказался подвержен негативному воздействию факторов, сопутствующих конфликту. Пик репатриации пришелся на начало 1990-х гг., когда под влиянием политических и экономических процессов, ставших следствием распада СССР, а также эскалации в Нагорном-Карабахе Азербайджан покидали в среднем от 2 до 7 тыс. евреев в год. В 2000-е гг. количество выехавших в Израиль варьировалось в пределах двух сотен.

Основным выталкивающим фактором как на начальном этапе складывания независимой республики, так и теперь принято считать экономику. При этом Нагорно-Карабахский конфликт в качестве непосредственной угрозы для жизни евреев, повлиявшей на принятие решения о выезде в Израиль, не упоминает даже первый посол Израиля в Москве, работавший над установлением дипломатических отношений со всеми бывшими союзными республиками А.Левин. Более того, в своей книге он отмечает, что, скорее, Россия, столкнувшаяся с большим количеством беженцев из точек эскалации насилия, в том числе из зоны армяно-азербайджанского конфликта, была заинтересована в израильском опыте для адаптации соотечественников[8].

Сегодня указанные тенденции сохраняются. Средний показатель азербайджанских евреев, совершающих алию, составляет порядка 200 чел. в год.[*] Как и прежде, они довольно часто ориентируются на экономические факторы. Азербайджанские еврейские общинные организации и сообщества выходцев из республики в Израиле сходятся во мнении, что ожидать всплеска репатриации в связи с новой эскалацией не стоит.

В Азербайджане не опасаются и упадка общинной жизни на фоне выезда. Связано это с двумя тенденциями. С одной стороны, для евреев республики нередким является возвращение из Израиля. С другой, – в общинах, как уже говорилось выше, появляются новые лица, которые ранее или не знали о еврейских корнях, или не стремились к тому, что участвовать в общинных мероприятиях, но со временем изменили свою позицию.  

Примечательно, что в Израиле в среде выходцев из республики наблюдаются те же процессы, что и в Азербайджане. Прежде всего, это касается серьезной вовлеченности молодежи. Способствует этому владение азербайджанским языком, что дает возможность сохранить связи со страной рождения, нередко даже не своей собственной, а старших родственников. Этот аспект интересен в контексте изучения еврейства всего бывшего СССР, для которого в целом зачастую свойственна опора на русский, а не национальные языки республик. Также в данном факте можно обнаружить преемственность с идеями, которые высказывали азербайджанские власти на заре развития двусторонних контактов. Так, упоминавшийся выше А. Левин писал о своей встрече с министром культуры республики Поладом Бюльбюль-оглы, что последний был «полностью свободен от любых предрассудков» и выступал с предложениями о развитии культурных контактов и молодежных обменов, которые бы позволили стать представителям общественности своего рода «послами доброй воли»[9]. Для сравнения, в ходе аналогичных бесед в Армении культурное сотрудничество было оттеснено на второй план, что президент Л.Тер-Петросян объяснил пожеланием сначала наладить приток израильских инвестиций[10].

В целом  для евреев-выходцев из Азербайджана, независимо от места их проживания, свойственно сохранение факторов, определяющих азербайджанскую идентичность. Примером тому служит восприятие армяно-азербайджанского конфликта и разделение идеи мультикультурализма. Все это, а также прочные связи между проживающими в республике и репатриантами из нее позволяет содействовать развитию двусторонних отношений между Иерусалимом и Баку в долгосрочной перспективе.


[*] Прим. редактора: По данным израильского Министерства Алии и интеграции, всего, начиная с 1989 и по май 2020 года в Израиль из Азербайджана репатриировались 36,332 евреев и членов их семей. Средняя ежегодная алия из Азербайджана за весь период достигает 1,350 человек, начиная с 2015 года она составляет 136 человек в среднем в год.  В 2020 году (по состоянию на сентябрь) из этой страны прибыло менее 50 человек    

[1] Staub D. “Jews in Azerbaijan,” in Encyclopedia of The Jewish Diaspora. Origins, experiences and culture. Ed. Ehrlich M.A. (S.B.: ABC Clio, 2009), p. 1116

[2] URL: https://www.inn.co.il/news/395320 ן’גבאזרביי  היהודית  הקהילה של  סיפורה .ב חזקי

[3] Demography. Azerbaijan // World Jewish Congress. URL: https://www.worldjewishcongress.org/en/about/communities/AZ

[4] ŞƏHİD: Albert Aqarunovla Mir Şahinin müsahibəsi (May 1992) URL: https://www.youtube.com/watch?v=jV59Q1a3z4g&t=

[5] Babayeva-Birer S. Albert Aqarunov: “Mən müsahibə verə bilmirəm…” // 1905.az URL: https://1905.az/albert-aqarunov-mən-musahibə-verə-bilmirəm/

[6] “Dağlıq Qarabağda heç vaxt yəhudi yaşamayıb“ // Az.News. 08.05.2013. URL: https://www.aznews.az/news/cemiyyet/23098.html

[7] Laçiner S. “Armenia’s Jewish Sceptism and its impact on Armenia-Israel Relations,” Institute for Armenian Research. URL: http://www.eraren.org/index.php?Lisan=en&Page=YayinIcerik&IcerikNo=63

[8] Levin A. Envoy to Moscow. Pp. 268-269.

[9] Ibid. P. 361.

[10] Ibid. P. 368.

Д-р Елизавета Якимова
Автор
Москва
кандидат исторических наук, научный сотрудник Отдела Израиля и еврейских общин ИВ РАН, эксперт московского Института Ближнего Востока
×
Д-р Елизавета Якимова
Москва
кандидат исторических наук, научный сотрудник Отдела Израиля и еврейских общин ИВ РАН, эксперт московского Института Ближнего Востока
Latest Posts

Leave a Comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *